Сретение Господне

Сретение Господне относится к двунадесятым праздникам Рождественского цикла, имеет фиксированную дату празднования – 2 (15 н.ст.) февраля, то есть является «неподвижным» праздником. Поскольку праздник связан с рождением Богомладенца, вот и относится он к Рождественскому циклу Богородичного праздника.

Сретение вообще означает встречу. Кто же встретился с Господом? На 40ой день Его рождения принесли Господа в Иерусалимский храм, где произошло несколько знаменательных встреч. По преданию первая встреча состоялась, когда Дева Мария и Иосиф Обручник предстали с Младенцем Христом в храме для принесения жертвы за первенца пред святым Захарией, отцом Иоанна Крестителя, бывшим в храме в тот день на богослужении, и он прочитал над Младенцем и Его Матерью молитвы. Затем Пресвятая Дева Мария должна была принести жертву за грех, как делали все женщины после рождения младенцев. Но Пречистая Матерь Божия и до рождения и по рождении Сына не была связана ни коим образом с грехом! Загадка этого несоответствия разрешается тем, что, сохраняя до времени тайну рождения Богомладенца, Святое Семейство соблюдало все предписания Ветхозаветных законов, пребывая в полном смирении перед волей Бога, и совершило это жертвоприношение, как делали другие женщины, чтобы избежать всякой клеветы или домыслов обывателей. Вторая встреча была не менее важной - Их Святое Семейство увидел Симеон Богоприимец, святой боголюбивый человек, которому было предсказано жить до встречи с Мессией: «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк.2:26). Господь Иисус Христос, с началом проповеди Которого связывается заключение Нового Завета с уверовавшими в Него как в Мессию, встречается с теми, кто был воспитан в духе Ветхозаветных истин, и эта встреча представляет собой первый круг Сретения.

По благочестивому преданию церковного историка Никифора Каллиста (X век), старец Симеон был одним из 72-х переводчиков Ветхого Завета с еврейского на греческий (Септуагинты). Переводя знаменитые пророчества Исайи о рождении Еммануила от Девы, Симеон задумался и усомнился в чистоте рождения Мессии. Он захотел поставить слово «женщина» вместо «дева» в греческом переводе. Тогда и получил Симеон от Ангела Божия предсказание, что ему суждено жить до времени исполнения пророчества.

Симеон прожил около 300 лет. И когда он увидел Младенца Иисуса в Иерусалимском храме, то взял Его на руки, благословил Бога и изрек хвалебную песнь, которая вошла в православное богослужение вечерни: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» (Лк. 2, 29-32). В честь события встречи Богомладенца Иисуса с Симеоном Богоприимцем и был назван православный праздник – Сретение, т.е. встреча.

Был еще один человек, кто ежедневно приходил в храм и ждал явления в нем Спасителя. Это была пророчица Анна, так сильно веровавшая во Христа, что всем рассказывала о скором пришествии Мессии. Это и была еще одна, третья встреча Господа с евангельскими персонажами в Иерусалимском храме. Т.е. второй круг Сретения. Так эти люди приближали приход Господа, своими пророчествами и разговорами с иудеями готовили принятие Нового Благовестия, так все мудро и заранее устраивал Господь Саваоф!

С вечера на Всенощном бдении звучат прекрасные песнопения Сретенской службы. Служба длинная, из-за богослужебного порядка в этот праздник.

Порядок богослужения этого праздника не Господский, а Богородичный, хотя с элементами Господского праздника. Например, на благословении хлебов, поется тропарь праздника (гл. 1-й): «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение». На полиелее праздника поется величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Ею же по закону ныне принеслся еси в храм Господень».

Так что в этих песнопениях отражены те события, о которых упоминается в рассказе о встречах. Конечно, прославляется и Пречистая Дева Мария, коль скоро это Богородичный праздник: «Богородице Дево, упование Христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих». Ирмос: «В законе сени и писаний образ видим, вернии: всяк мужеский пол ложесна разверзая, свят Богу. Тем перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем». Какие проникновенные и великолепные славословия!

Народные приметы о Сретении просты: невольно вспоминается, что зима встречается с весною, как говорит народная мудрость. Говорят, что сияние солнца на закате указывает на скорое окончание морозов, потепление и скорый приход весны. Не мудрено ждать весны спустя несколько месяцев холодов, снегов и темноты. Вот и возлагают современные люди свои надежды на то, как проходит это день. А в былые времена интерес к погоде (у крестьян в особенности) был не праздный – какая будет погода на посевную, какой будет урожай, какая весна и лето. Все время человек склонен заглядывать в будущее...

А надо просто уповать на Господа и встречать Его!

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль