Монастыри, как и люди, чем-то очень похожи, а чем-то различаются между собой. И о каждом — особый промысл Божий, благой и непостижимый. Если с этой точки зрения рассматривать историю любого монастыря (и судьбу человека, и судьбу страны), то можно увидеть в событиях повседневной жизни отражение общемировых исторических процессов, а главное, почувствовать всесильную руку Божию, ведущую ко спасению весь мир. И нашу Россию, и каждого из нас.
Сто двадцать лет назад началась история Линтульского Свято-Троицкого женского монастыря. И время возникновения монастыря — переломные десятилетия рубежа Х1Х-ХХ веков, и место расположения — окраина Российской Империи, Финляндское княжество, и непосредственое участие в устроении монастыря отца Иоанна Кронштадтского, - все это определило для монастыря внутренний смысл его существования — свидетельство о православии.
Как выразился представитель духовной консистории, обнародуя решение Святейшего Синода об открытии монашеской общины, "…русские монастыри, которые находятся на окраинах государства и всегда оказывали влияние на крестьянство христианским аскетизмом и благотворительностью, влияют и на успех миссионерской работы". В то время под миссионерской работой понималось распространение православия среди инородцев и иноверцев через непоредственное знакомство с монастырской жизнью — и обыденно-хозяйственной, и богослужебно-обрядовой, а также через обучение грамоте и приобщение к православной культуре, через христианскую заботу о нуждающихся и бедствующих. И это общее для всех монастырей делание осуществлял и Линтульский монастырь. Но было и особенное: а именно, непредсказуемо сильное влияние небольшого женского монастыря на религиозную жизнь целого независимого государства — Финляндии. Здесь уже не естества человеческого дело, но Божьего промышления. Линтула в переводе с финского значит «Птичье место». Здесь близок и понятен становится евангельский образ птиц небесных, о которых заботится Сам Бог.
Историю Линтульского Свято-Троицкого женского монастыря можно разделить на три периода.
Первый период: с 1895 по 1939 год. В это время монастырь располагался в поместье Линтула Кивенаппской волости Финляндии, ныне поселок Огоньки Выборгского района Ленинградской области, в 50-ти километрах от Санкт-Петербурга. 1917 год стал разделительной чертой этого периода: 1895-1917 годы — становление монастыря и деятельность в условиях предреволюционного времени на территории Российской Империи; 1918-1939 годы — хранение веры после революционной катастрофы в России и в незнакомых условиях независимого Финляндского государства.
Основатель монастыря Федор Петрович Неронов (+ 19.01.1906г.) на склоне лет решил последовать примеру своего отца, священника Петра Неронова, основавшего женский Казанский монастырь в городе Мокшан Пензенской губернии. В своем имении Линтула Федор Петрович построил Свято-Троицкий храм и пригласил из Мокшан монахиню Смарагду (Сапунову) и несколько сестер для обустройства монастырской жизни. Однако открытие монашеской общины встретило трудности: на территории Финляндского княжества, пользовавшегося значительной автономией во внутренней жизни, нельзя было открыть православный монастырь. Так было записано в шведском королевском манифесте 1781 года несмотря на то, что княжество Финляндское было частью православной Российской Империи. Финляндский Сенат долго рассматривал прошение об открытиии монастыря, пока, наконец, не было принято компромиссное решение. В октябре 1896 года православная община была открыта с условием, чтобы ее деятельность была направлена только на православное население этой местности. К этому времени монастырь фактически существовал два года, так как первые сестры приехали еще в 1894 году, как только был построен храм, а Святейший Синод утвердил монашескую общину в 1895 году.
Вхождение новой, иной, иноческой жизни в местную инородную и иноверческую среду было трудным. Скудость материального обеспечения, тяжелый физический труд, а также внутренние нестроения, связаные с приходом новых сестер, сменой настоятельниц и священнослужителей, разногласиями с Нероновыми, - все это испытали насельницы обители, приобретая духовный опыт. Это было свидетельство о вере самим существованием монастыря: количество желающих вести мироотречную жизнь постоянно увеличивалось и достигло семидесяти человек. Хозяйственные нужды и заботы сестер были хорошо понятны местным жителям, со временем более понятным и близким становилось и храмовое богослужение, и монастырские обычаи.
В 1905 году Линтульская община получила статус монастыря. Возрастали его известность и значение. Был открыт детский приют со школой для местного населения на 30 детей. Его основание было связано с существованием Карельского братства, деятельность которого была направлена впротивовес работе лютеран по распространению своей веры в православной Карелии. Братством были открыты 73 русские школы. Поддерживалась связь с Гродненским Красностокским миссионерским монастырем. Линтульский приют с храмом в честь равноапостольного великого князя Владимира и мученицы Софии был построен на пожертвования Ивана Максимовича Тюлева (+29.6.1924г.) и Марии Петровны Фроловой-Тюлевой (+1.01.1924г.) в память ее умерших детей Владимира и Софии. Освятил храм архиепископ Сергий (Страгородский) 18 сентября 1911г. Обучение на русском языке для местных жителей было престижным, так как давало им возможность в дальнейшем работать в русскоязычной среде. Русский язык приводил иноязычных через парвославную культуру в Церковь.
В 1918 году начался другой отрезок линтульской истории, наполненный тяжелыми испытаниями. Он начался даже раньше, когда на Страстной седмице 1916 году сгорел Свято-Троицкий храм с ризницей и библиотекой на первом этаже. Это было началом болезней. Храм был восстановлен в 1919 году на пожертвования князя Ивана Николаевича Салтыкова в память его почившей супруги Екатерины Александровны, но накатились новые волны скорбей: гражданская война, голод, разруха, отрыв от родной России, изменение церковного управления. Настало время стояния в вере и исповедничества перед лицом наступающего безбожия. Сократилось число сестер с семидесяти до сорока (наверное, кто-то по страху перед неизвестным будущим оставил монастырь).
Находясь за границей Советской России, прямых гонений за веру монастырь не испытал, но испытал недостаток хлеба и страх грядущих бедствий. В это время в монастыре совершали богослужения и духовно окормляли сестер монахи Валаамского монастыря. Например, иеромонах Зоровавель отпевал в 1924 году Ивана Максимовича и Марию Петровну Тюлевых. В 1923 году в монастырь подавала прошение о принятии в число сестер Анна Александровна Танеева (Вырубова), бывшая фрейлина стратотерпицы царицы Александры Феодоровны, но получила отказ в связи со своей нетрудоспособностью. Она была пострижена в монашество в Смоленском скиту Валаамского монастыря своим духовником иеросхимонахом Ефремом.
В 1924 году в Выборге состоялся монашеский собор, на котором был принят общий Устав общежительных монастырей Финляндской епархии (Валаамского, Коневецкого, Трифоно-Печенгского и Линтульского), в котором были закреплены основы монашеской традиции: единоначалие, уставное богослужение, трудовое послушание и благотворительность. В это время в Линтульском монастыре духовная жизнь не только не угасла, но расцвела, как никогда. Об этом свидетельствуют монашеские постриги, совершавшиеся в монастыре в большом количестве. В поминальном синодике монастыря записаны не только мантийные монахини, но и десять имен схиномахинь. Их сокровенная во Христе жизнь не осталась бесследной в духовном мире: монастырская территория до сих пор воспринимается всеми как живое, одухотворенное, намоленное место.
Второй период: с 1939 года по настоящее время. В связи с началом советско-финской войны монастырь был вынужден срочно переехать вглубь Финляндии и обустроиться на новом месте. Теперь Линтульский монастырь располагается в местечке Палокки и входит в юрисдикцию автономной Финляндской Православной Церкви Константинопольского Патриархата. Рубежным в этом периоде стал 1998 год, когда управление монастырем приняла игумения Марина, и обитель стала полностью финской.
Все время скитаний, тяжелых переживаний военного времени, укоренение на чужбине для русских сестер неизменной поддержской было упование на благой промысл Божий и деятельное участие в судьбе обители игумена Харитона, настоятеля Валаамского монастыря, объединившего в то время братию трех северных мужских монастырей. Бурные драматические события, связанные с переходом в другую юрисдикцию, а также с принятием нового календарного стиля, впоследствии же и финского языка в богослужении, сестры пережили со свойственными женскому монашеству тихостью послушания и смирения. Монастырю удалось сохранить в непростых условиях традицию своего монастыря: русское монашеское облачение, русскую певческую традицию, прежние монастырские обычаи и дух молитвенного предстояния пред Богом.
Значимость монастыря в религиозной культуре Финляндии очень возрасла в период управления им игумении Марины (Илтола) с 1998 по 2012 год. Игумения Марина, карелка по национальности, до поступления в Линтульский монастырь несколько лет служила миссионером в Кении. Свойственное ей умение находить общий язык с самыми разными людьми, сохраняя при этом внутреннюю неизменность своих убеждений, в дальнейшем послужило и пользе обители. Небольшой по количеству (12-14 сестер), монастырь имеет широкое международное общение с православными монастырями в Европе. Сестры делают переводы богослужебных и святоотеческих текстов на финский язык, выступают с лекциями о православии, принимают паломников и трудников, готовят желающих принять крещение или перейти из лютеранства в православие. Такой неожиданный миссионерский плод принес Линтульский монастырь. Более того, сейчас в Финлядии православие является государственной религией наравне с лютеранством, интерес к Православной Церкви возрастает в связи с наступлением на Европу чуждых духу христианства «ценностей».
Третий период: с 2007 года по настоящее время — возрождение исторической Линтулы в поселке Огоньки как подворья Константино-Еленинского женского монастыря.
1 ноября 2007 года, в день рождения св.прав.Иоанна Кронштадтского, распоряжением правящего архиерея Санкт-Петербургской Епархии Митрополита Владимира бывший Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь был приписан как подворье к Константино-Еленинскому женскому монастырю для производства восстановительных работ. В Духов день, 16 июня 2008 года, был отслужен первый молебен рядом с развалинами храма, превращенными в сарай. Было принято решение организовать Крестный ход из монастыря к этим руинам, началась подготовка: вывоз мусора, уборка территории. 4 августа 2008 года был совершен первый Крестный ход с поклонным деревянным крестом, который был установлен на месте алтаря Свято-Троицкого храма. С тех пор Крестные ходы совершаются ежегодно, собирая все больше участников: от ста в 2008 году до четырехсот в 2014 году. Каждый раз, преодолевая расстояние в десять километров, крестоходцы с радостью замечали добрые перемены на этом святом месте. Знаменательным был 2013 год, когда в Линтульском храме после Крестного хода была совершена Божественная Литургия через 74 года запустения. В 2015 году на территории и в храме завершаются отделочные работы.
Сестры Константино-Еленинского монастыря приезжают в Линтулу на богослужения, а также для исполнения чередных послушаний. Постоянно проживает здесь монахиня Мария. Современная жизнь Линтулы неброска внешне, но насыщенна внутренне. Чтобы не уклониться от выбранной темы, надо сказать несколько слов о ее просветительско-миссионерской направленности. Как и во все времена, главное свидетельство об истине православия — это сам факт существования монастыря в современных условиях. Ведь совсем недалеко, в двадцати километрах, в поселке Солнечное, находится всероссийский центр иеговистов. Важно также, что имя Линтулы носит ежегодная научно-практическая конференция «Линтуловские чтения», организуемая Константино-Еленинским монастырем на Санкт-Петербургском подворье, а также литературно-публицистический альманах «Линтула». В нашу Линтулу приезжают паломнические группы: и петербургские молитвенники, и финские туристы. На богослужения в субботу вечером и в воскресенье утром приходят постоянные прихожане из местных жителей.
Восстановление разрушеных храмов — одно из проявлений деятельного покаяния. А покаяние — основное духовное делание монахов. Все сто двадцать лет существования монастыря сестры покаянными слезами омывали раны душ человеческих, полученные от жестоких ударов исторического процесса. Теперь мы видим, как чудесным образом монастырь удвоился: есть Линтула и в России, и в Финляндии. Будем молиться и надеяться, что миссия Линтулы не изменится и в будущем: хранить истинную веру, мир и взаимопонимание на пограничных территориях нашей Родины, напоминать всем о тех евангельских птицах небесных, которых в пример людям приводит Христос.
Игумения Илариона