Экскурсия по храму прпмч. Андрея Критского для Воскресной школы городского подворья
 Занятие для учащихся Воскресной школы, посвященное творчеству Гюстава Доре, картины которого украшают  лестничное пространство, предваряющее храм  Андрея Критского, состоялось 7 марта 2021 года.  Экскурсию провела Мария Альбертовна Чаркина, искусствовед, заведующая Художественным информационным центром СПб Академии Художеств.
Занятие для учащихся Воскресной школы, посвященное творчеству Гюстава Доре, картины которого украшают  лестничное пространство, предваряющее храм  Андрея Критского, состоялось 7 марта 2021 года.  Экскурсию провела Мария Альбертовна Чаркина, искусствовед, заведующая Художественным информационным центром СПб Академии Художеств.
Начало рассказа об этом удивительном художнике положил разговор о двух огромных полотнах, которые висят на лестнице, ведущей к храму. В основе обеих картин лежат новозаветные сюжеты.  Первая картина, которая  притягивает внимание посетителей, находится на стене 2 этажа.  Она называется «Сон Клавдии, жены Пилата». Написанная во второй половине 19 века, эта картина возвращает нас к известным моментам суда, который вершил Понтий Пилат над Господом.   Супруга прокуратора - Клавдия   Прокула- была сильно обеспокоена утренним сном про Праведника, о Котором говорила вся Иудея и Которого вскоре привели на суд к её мужу. Утренние сны у римлян считались особенно правдивыми. Поэтому она немедленно пишет   письмо мужу, рассказывая о содержании  своего сна.  Об этом письме упоминают два Евангелия (одно из них апокрифическое). Письмо   Пилат публично зачитывает во время заседания в суде:
Первая картина, которая  притягивает внимание посетителей, находится на стене 2 этажа.  Она называется «Сон Клавдии, жены Пилата». Написанная во второй половине 19 века, эта картина возвращает нас к известным моментам суда, который вершил Понтий Пилат над Господом.   Супруга прокуратора - Клавдия   Прокула- была сильно обеспокоена утренним сном про Праведника, о Котором говорила вся Иудея и Которого вскоре привели на суд к её мужу. Утренние сны у римлян считались особенно правдивыми. Поэтому она немедленно пишет   письмо мужу, рассказывая о содержании  своего сна.  Об этом письме упоминают два Евангелия (одно из них апокрифическое). Письмо   Пилат публично зачитывает во время заседания в суде:
"...Не делай ничего Праведнику Тому; потому что я ныне во сне много пострадала за Него" (Мф. 27:19).
***
"И когда думал он подняться с кресла своего, жена его, именем Прокула, прислала сказать ему: не делай ничего Праведнику сему, ибо этой ночью я много пострадала за Него. Пилат, услышав сие, сказал всем иудеям: вы знаете, что жена моя язычница и что она выстроила вам множество синагог; она прислала сказать, что Иисус человек праведный и что этой ночью она много пострадала за Него. Иудеи ответили Пилату: не говорили ли мы, что Он чародей? Вот, Он наслал сон жене твоей…" (Апокрифическое Евангелие от Никодима).  По преданию жена Пилата – Клавдия Прокула- стала христианкой.
По преданию жена Пилата – Клавдия Прокула- стала христианкой.
Картина изображает Клавдию, рядом с ней Ангела, который вещает ей предостережение о суде над Иисусом. Ступени лестницы, на которой художник разместил эти две фигуры, служит вертикальной границей, отделяющей вторую часть картины, представляющую собой многофигурную композицию. В этой части изображается толпа, готовая распять Христа Спасителя, и в высоте, как звезда, сияет крест. Картина эта довольно загадочная, из-за потемневших красок, все происходящее на ней кажется таинственным и фатальным.
Второе полотно – картина «се… Человек» (Ин. 19-5), также написана автором во второй половине 19 века. На ней изображен Христос в терновом венце, на Нем - пурпурный плащ, символ скорого страдания Спасителя, и толпа, расступившаяся, чтобы пропустить Того, Кто возьмет на Себя грех мира. Выражение лиц некоторых персонажей представляет собой весьма тонко составленный психологический портрет: одновременно и любопытство и злорадство читается на некоторых лицах, но в то же время и гримаса растерянности. Художник очень метко заострил внимание на этих особенностях человеческого душевного состояния в преддверии неотвратимых событий.
 В ходе разговора о   художнике дети узнали о его жизненном пути, о том, что он не получил профессионального образования и, в сущности, был   художником-самоучкой. Гюстав Доре принадлежит к художникам – романтикам, но в то же время весьма необычна почва, на которой расцветал его талант – это религиозные и библейские сюжеты и персонажи. В этом смысле можно сказать, что художник  писал живописные полотна  в жанре исторического романтизма.   Широко известны также и его гравюры, которые представляют собой     иллюстрации к Библии. Дети увидели примеры этих произведений, когда уже экскурсия перешла в форму разговора перед экраном компьютера, где Мария Альбертовна показала детям иллюстрации библейских историй, выполненные Гюставом Доре.
В ходе разговора о   художнике дети узнали о его жизненном пути, о том, что он не получил профессионального образования и, в сущности, был   художником-самоучкой. Гюстав Доре принадлежит к художникам – романтикам, но в то же время весьма необычна почва, на которой расцветал его талант – это религиозные и библейские сюжеты и персонажи. В этом смысле можно сказать, что художник  писал живописные полотна  в жанре исторического романтизма.   Широко известны также и его гравюры, которые представляют собой     иллюстрации к Библии. Дети увидели примеры этих произведений, когда уже экскурсия перешла в форму разговора перед экраном компьютера, где Мария Альбертовна показала детям иллюстрации библейских историй, выполненные Гюставом Доре.
Прекрасная манера разговора с детьми М.А. Чаркиной помогла детям воспринимать довольно трудный искусствоведческий материал не только с интересом, но и с удовольствием, что так важно для лучшего усвоения информации и развития личности ребенка.
