Экскурсия по храму прпмч. Андрея Критского для Воскресной школы городского подворья
Занятие для учащихся Воскресной школы, посвященное творчеству Гюстава Доре, картины которого украшают лестничное пространство, предваряющее храм Андрея Критского, состоялось 7 марта 2021 года. Экскурсию провела Мария Альбертовна Чаркина, искусствовед, заведующая Художественным информационным центром СПб Академии Художеств.
Начало рассказа об этом удивительном художнике положил разговор о двух огромных полотнах, которые висят на лестнице, ведущей к храму. В основе обеих картин лежат новозаветные сюжеты. Первая картина, которая притягивает внимание посетителей, находится на стене 2 этажа. Она называется «Сон Клавдии, жены Пилата». Написанная во второй половине 19 века, эта картина возвращает нас к известным моментам суда, который вершил Понтий Пилат над Господом. Супруга прокуратора - Клавдия Прокула- была сильно обеспокоена утренним сном про Праведника, о Котором говорила вся Иудея и Которого вскоре привели на суд к её мужу. Утренние сны у римлян считались особенно правдивыми. Поэтому она немедленно пишет письмо мужу, рассказывая о содержании своего сна. Об этом письме упоминают два Евангелия (одно из них апокрифическое). Письмо Пилат публично зачитывает во время заседания в суде:
"...Не делай ничего Праведнику Тому; потому что я ныне во сне много пострадала за Него" (Мф. 27:19).
***
"И когда думал он подняться с кресла своего, жена его, именем Прокула, прислала сказать ему: не делай ничего Праведнику сему, ибо этой ночью я много пострадала за Него. Пилат, услышав сие, сказал всем иудеям: вы знаете, что жена моя язычница и что она выстроила вам множество синагог; она прислала сказать, что Иисус человек праведный и что этой ночью она много пострадала за Него. Иудеи ответили Пилату: не говорили ли мы, что Он чародей? Вот, Он наслал сон жене твоей…" (Апокрифическое Евангелие от Никодима). По преданию жена Пилата – Клавдия Прокула- стала христианкой.
Картина изображает Клавдию, рядом с ней Ангела, который вещает ей предостережение о суде над Иисусом. Ступени лестницы, на которой художник разместил эти две фигуры, служит вертикальной границей, отделяющей вторую часть картины, представляющую собой многофигурную композицию. В этой части изображается толпа, готовая распять Христа Спасителя, и в высоте, как звезда, сияет крест. Картина эта довольно загадочная, из-за потемневших красок, все происходящее на ней кажется таинственным и фатальным.
Второе полотно – картина «се… Человек» (Ин. 19-5), также написана автором во второй половине 19 века. На ней изображен Христос в терновом венце, на Нем - пурпурный плащ, символ скорого страдания Спасителя, и толпа, расступившаяся, чтобы пропустить Того, Кто возьмет на Себя грех мира. Выражение лиц некоторых персонажей представляет собой весьма тонко составленный психологический портрет: одновременно и любопытство и злорадство читается на некоторых лицах, но в то же время и гримаса растерянности. Художник очень метко заострил внимание на этих особенностях человеческого душевного состояния в преддверии неотвратимых событий.
В ходе разговора о художнике дети узнали о его жизненном пути, о том, что он не получил профессионального образования и, в сущности, был художником-самоучкой. Гюстав Доре принадлежит к художникам – романтикам, но в то же время весьма необычна почва, на которой расцветал его талант – это религиозные и библейские сюжеты и персонажи. В этом смысле можно сказать, что художник писал живописные полотна в жанре исторического романтизма. Широко известны также и его гравюры, которые представляют собой иллюстрации к Библии. Дети увидели примеры этих произведений, когда уже экскурсия перешла в форму разговора перед экраном компьютера, где Мария Альбертовна показала детям иллюстрации библейских историй, выполненные Гюставом Доре.
Прекрасная манера разговора с детьми М.А. Чаркиной помогла детям воспринимать довольно трудный искусствоведческий материал не только с интересом, но и с удовольствием, что так важно для лучшего усвоения информации и развития личности ребенка.