Преподобный Антоний Дымский

30 января в храме св. прпм. Андрея Критского состоялось праздничное ночное богослужение, посвященное памяти св.прп.Антония Дымского, мощи которого хранятся в Никольском храме Константино-Еленинского монастыря, а большая икона святого с житием и мощевиком постоянно находится в храме св. прпмч. Андрея Критского. 30 января Православная Церковь отмечает день Тезоименитства св. Антония Дымского, этот день — день почитания св. Антония Великого, одного из основателей монашества.

Преподобный Антоний Дымский родился в Новгороде, по одним сведениям  около 1157 года, по другим  в 1206 году. В Хутынском монастыре он принял пострижение и в той же обители, по кончине преподобного Ваpлаама Хутынского (по первой версии — в 1192 году), стал игуменом по благословению самого св. Варлаама. Однако некоторые современные исследователи жизни святого и историки считают, что прп. Антоний Дымский не был игуменом Хутынского монастыря, не отправлялся в Царьград с посольством, а из-за сходства имен исторических персонажей, ему ошибочно приписывают события, связанные с другим Антонием, архиепископом Новгородским, бывшим его современником и скончавшимся в 1232 году. Об этом можно узнать в монографии священника Дмитрия Пономарева, которую он издал в 2014 году на основе своей диссертации, где приводятся многочисленные рассуждения и даются исторические справки, говорящие в пользу пересмотра некоторых дат и фактов из жизни св. прп.Антония Дымского. Однако уже сейчас на официальном сайте Антониево-Дымского монастыря (dymskij.ru/zhitie) приводятся даты жизни святого 1206—1273 год, дата его прихода в Хутынский монастырь — 1225 год. Такие же сведения о датах жизни святого и некоторых фактах его жизни приводятся в Wikipedia.

Общепринятая версия монашеского пути св. Антония Дымского и основания им монастыря гласит, что когда Хутынская обитель стала слишком многолюдной, подвижник пустынножительства св. Антоний Дымский удалился в леса, долго искал место уединения и, наконец, поселился на берегу Дымного (или Дымского) озера, в 15 верстах от города Тихвина. Основание монастыря относят к 1243 году, игуменом этого монастыря был св. Антоний Дымский вплоть до своей кончины в 1273 году. Также есть версия о том, что монастырь был «Онтониевым на Дымях» и носил это имя в честь святого Антония Великого. В пользу этого говорит и название одного из приделов Троицкого храма монастыря, а святой Антоний Великий являлся небесным покровителем св. прп. Антония Дымского (17 января по старому стилю и 30 января по новому стилю).

По преданию св. прп.Антоний Дымский преставился 24 июня (7 июля по новому стилю). Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. Святые мощи преподобного Антония обретались нетленными несколько раз — в 14 веке, в 17 веке и уже в новые времена — в 20 веке. Перенесение мощей святого в Антониево-Дымский монастырь состоялось в 2008 году. Здесь они и остаются в настоящее время.

Почитание Св. прп. Антония Дымского

После присоединения Новгородского княжества к Московскому в 15 веке начали записывать чудотворения от мощей св. прп.Антония Дымского. Наиболее достоверными из древних свидетельств чудотворений святого считаются записи монахов Валаамского монастыря, которые дважды ненадолго поселялись в обители. «Более грамотные монахи Валаамского монастыря, волею судеб оказавшиеся в Антониево-Дымском монастыре, вероятно, заметили, что в его библиотеке не было в то время жития основателя. Об этом свидетельствуют и монастырские прологи, о которых мы писали выше. Они и посоветовали написать житие Антония. Возможно, они же и явились создателями краткой редакции жития, которую мы находим в списке 1671 г. Результатом влияния валаамцев стало распространение по всему Русскому Северу почитания преподобного, о чем свидетельствует появление в округе икон Антония Дымского, где он изображался «в позе предстоящего, в рост, на фоне архитектурных построек монастыря, сначала деревянных, а потом каменных» (цитируется по монографии священника Дмитрия Пономарева, 2014 г. стр. 61).

По общепринятому мнению, для причисления монашествующих к лику святых необходимым условием признавалось и признается прославление от Бога даром чудотворений. Есть издание жития святого Антония и Дымской обители, относящихся к концу 17 — началу 18 века, где уже присутствует и прославление святого, и молитва святому, и описание его чудотворений. В частности, упоминаются эти документы в Новгородских епархиальных ведомостях 18-го века, и на них ссылается исследователь Дымской обители и жития св. Антония Дымского Исаак Петрович Мордвинов (1871-1925). Также Мордвинов объясняет пробел в истории Антониево-Дымского монастыря тем, что с конца 17 века монастырь потерял свое значение и был сначала приписан к Тихвинскому Успенскому монастырю, а затем к Новгородскому Софийскому Дому.

Память преподобному Антонию праздновалась в обители дважды: 17 января (30 января по новому стилю) — в день тезоименитства (память преподобного Антония Великого) и 24 июня (07 июля по новому стилю) — в день кончины, когда совершался крестный ход из монастыря на озеро Дымское.

На иконах преподобный Антоний изображается держащим в руке хартию со словами: Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни (Пс.54:8).

Каким образом святой прп. Антоний Дымский связан с нашим подворьем — храмом прпмч. Андрея Критского?

Именно 30 января 2007 года храм Андрея Критского был открыт для посещений. Этот храм уже был приведен в порядок — интерьеры были отреставрированы, все выглядело прекрасным, но пустым, предстояло наполнить храм богослужебной жизнью. Начало регулярного богослужения пришлось на 12 апреля, четверг Светлой седмицы. На момент открытия в храме были всего две иконы, одна из которых — Б.М. Отрада и Утешение, а вторая — св. прп. Антония Дымского. А вскоре в храм прибыли и святые мощи прп Антония Дымского. Поэтому сестры монастыря считают святого Антония Дымского своим покровителем.

Ежегодно в храме прпм. Андрея Критского в ночь с 29 го на 30 января совершаются Всенощное бдение и Литургия. В этом году отмечался 10-летний юбилей со дня открытия храма для посещений верующих. В этот раз за ночным богослужением пели три хора: профессиональный Хор подворья, любительский Хор Училища благочестия и Хор монастыря (сестры и певчие). Некоторые песнопения пели священнослужители в алтаре.

Тропарь преподобного Антония Дымского
глас 4

Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль
Пользователи
он-лайн