Поиск миссионерских целей в эпоху виртуальных реальностей
Евдокимова Е.А., помощник игумении по миссионерской деятельности
На одной из последних епархиальных миссионерских встреч, уже нового 2021 года, прозвучал призыв идти в народ и заниматься уличной миссией, преодолевая косность своих традиционных взглядов на этот метод пропаганды веры Христовой как исключительно свойственный протестантским миссионерам. Оправдание этому было найдено в той необычайно явственной благодати, которую получает боец на миссионерском поле брани , выходя на бой с неверием и язычеством. Так что один посыл заключался в том, чтобы заняться уличной миссией, а второй – награда за дело распространения православного вероучения – получение благодати. Ну что, посмотрим на это со стороны практики.
Давайте зададимся вопросом, что можно предложить случайным прохожим, которые бегут, как по беговой дорожке тренажера, мимо вас, или мирно прогуливаются по аллеям парка , или стоят на остановке в ожидании городского транспорта? Такая, стало быть, целевая аудитория видится нам в первую очередь. Но какова ее готовность воспринимать? Вопрос не праздный.
Целевая аудитория «в полях» не однородна, и значит,- то, что одному человеку будет интересно, то другому может быть «до фени» ( простите за жаргон) . Это раз. Два – это сомнение о том, допустимо ли внедряться в личное пространство неизвестного человека с миссионерскими разговорами о Боге, Христе, Его страданиях? Мы не протестанты, которые остановили, дали книжечку в руки случайного пешехода, сопроводив этот миссионерский акт виноватой улыбкой или напротив, победным жестом, попрощались и разошлись! (Так осуществляется миссия в разрезе концепция «ты и Книга»).
Но вдруг у человека мимо идущего, возникнет интерес к теме и даже будет несколько минут поговорить о Боге. Что говорить? На первый взгляд, не надо отягощать богословскими терминами или красноречием о чудесах и святых подвижниках веры слух такого нечаянного собеседника. Каким может быть начало разговора? Некоторые молодые и практикующие миссионеры предлагают проводить разговор на основе обещаний. Что мы можем пообещать?- спрашивают они. 1. Благодать, которая снизойдет на собеседника от одного только имени Иисуса Христа. 2. Свет божественный, который осветит всю дальнейшую жизнь и привнесет в нее и смысл, и удачу, и здоровье , и благополучие! Такие вот «печеньки» - сеятель вышел сеять и посеял мысль о том, что можно взять от Христа. По сути это реализация концепции «Ты и Бог», упакованной в обертку красивого Православия для случайных прохожих: «мы вам сейчас предложим что-то заманчивое» … Выглядит как обычный рекламный ход из серии « пять причин, почему надо пользоваться таким продуктом, а не другим…» Иными словами: почему лучше верить, чем не верить. Таким образом мы как бы опираемся на потребительские инстинкты индивидуума, не более того. С одной стороны, понятно, почему такое предложение и методология маркетинговых процессов запускается в духовную сферу . Ведь молодежь воспитана на абсурдных лозунгах успешности в мирском понимании, включающем материальные блага, бытие в атмосфере комфорта, оптимизацию использования личных усилий для достижения этого.
А ведь как говорит о. Андрей Ткачев, «православный христианин – это человек Книги и Чаши», указывая на основу веры – Священное Писание и Евхаристию. Т.е. мы в идеале должны привести наших собеседников во время миссионерской работы к разговору о жизни Спасителя и о Его добровольном страдании на Кресте за грехи человека. Кто же пойдет добровольно на крест? Путь Христов – это путь страдания. В молодости мечтают о счастье. Страдание в яркий фантик не упакуешь. Так все-таки как говорить с незнакомыми людьми о Боге? О Святой Троице? О духовности? Как призывать в храм людей крещенных, но не задумывающихся о том, что Церковь – это Тело Христово, что каждый христианин – это частичка этого священного организма? И что нам нужно от миссии – количественный рост адептов веры или духовное возрождение нации?
Прежде всего, надо понимать, что когда мы призываем людей ко Христу, мы призываем их войти в Церковь. Игорь Цезаревич Миронович, доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии, ныне покойный, говорил в своих лекциях: « Спасение только в Церкви. И не может быть никакого внецерковного христианства! Это новомодная ересь.» (Лекции по Священной Библейской истории. Спб., 2019 г. Изд-во Воскресение) А чуть выше он об этой ереси говорит: «Люди не хотят связывать себя с Церковью: только Я и Бог. Ну а в основе этого … реформаторство, лютеранство, и протестантство со всеми его разветвлениями : « нам не нужен авторитет. Мы - дети Божии. Писание и я. Бог меня будет учить непосредственно из Писания». ( стр. 136. Лекция 6 - 1 курс). Таким образом человек защищает свой внутренний мир от посягательств внешних раздражителей, в том числе и миссионеров, которые безусловно выступают как внешний раздражитель, вносящий новую информацию и подталкивающий к изменению образа жизни.
Кроме того, как разъясняет И.Ц Миронович : «Потому что Церковь предписывает человеку очень строгую дисциплину, очень строгое поведение. Церковь – хранительница истины». Тогда напрашивается вопрос: в эпоху, которая характеризуется крайним индивидуализмом - «культа личности» каждого отдельно взятого человека, можем мы, православные, достучаться до души случайного прохожего легко? Где-нибудь в Туве, возможно, это и получается. Там народ знаком в основном с буддизмом и шаманизмом, языческими по своей сути культами и религиями. Христианство для них открывает совсем другой тип отношений человека и Бога. А в тех регионах, где христианство является самой распространенной религией? Протоиерей Андрей Ткачев высказывается о сегодняшнем мире в таких словах : «Сегодняшний мир плюралистичен и терпелив к любым мнениям. «Говори, что хочешь, только не ущемляй мою гордыню и не мешай мне жить»,- вот кредо сегодняшнего цивилизованного человечества». ( «Миссионерские записки.» Протоиерей Андрей Ткачев. Издательство Сретенского монастыря. 2017 г. стр. 93.) Отец Андрей обрисовывает примерный набор интересных тем миссионерского содержания. «Хотите слышать о благородстве ? – мы скажем о Сыне Бога и Пречистой Девы. Хотите знать о богатстве - мы расскажем о Том, Кто богаче всех. Любите красоту - мы возвестим вам о Краснейшем паче сынов человеческих. Почитаете целомудрие – мы расскажем о Том, Кто чист…» ( Там же.) Тематика - разговор о благородстве, красоте, богатстве … И далее о. Андрей подводит нравственное основание под тематику бесед о Христе с людьми невоцерковленными: «Все моральные достоинства, непременно присутствующие, пусть и в малом количестве, у любого народа, во Христе находят полноту и завершение. Это нужно учиться показывать.» ( стр. 93-94).
Исходя из выше сказанного, осмелимся предположить, что попытки миссионерствовать, делая акцент на том, что может привлечь в современную Церковь рядового человека, т.е. отталкиваясь от мирских интересов – получение благодати как энергии жизни, паломничество к местам интереса, как расширение краеведческих представлений и удовлетворение духа странствий, спортивные соревнования, как достижение « в здоровом теле – здорового духа», низводят миссию о Православии до земного, а не поднимают к небесам. Но что писал священник Даниил Сысоев в своем «Дневнике миссионера» ( Издательство Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сыслева», 2013 г ) : « Главная проблема всех тех христиан, которые сейчас пытаются соединить православную веру с внецерковными идеологиями, как раз и заключается в том, что они не видят принципиального противоречия между этими двумя цивилизациями. Многие пытаются совместить град земной и град небесный. Но это невозможно! … христианство, разбавленное духом мира сего, просто перестает быть самим собой.» ( стр. 60.)
Так как же и где говорить о Христе православному миссионеру?
Вот апостол Павел проповедовал сначала в синагогах, стараясь просветить иудеев в вере Христовой. Проповедовали покаяние, крещение и воскресение и другие апостолы – ученики Христовы для спасения народа своего. Значит, «спасение» и есть ключевое слово в христианской миссии. В книге Деяний гл 3 стих 38-42 написано дееписателем: «Петр же сказал им: покайтесь, и да креститься каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Духа Святого. (Вот где благодать берется ! – прим. наше). Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного».
А что это за род развращенный, о котором говорится здесь? Ответ находим в послании апостола Иакова гл.4 : 1 – 10 , где он дает характеристику современников: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Прóсите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. … не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.» …Но тем большую дает Господь благодать смиренным сердцем; «посему и сказано: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".»
Вот рецепт от апостола Иакова «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.» (Иакова, 4:6)
Вот откуда идет благодать, - от духовной работы над своим внутренним человеком! Это и есть победа нового человека Нового Завета над ветхим человеком Ветхого Завета. А мы ходим к психологам, изучаем духовные практики восточных систем, посещаем тренинги духовного роста. Вроде что-то делаем в направлении работы над собой. А надо –то всего открыть Священное Писание для себя и читать святых отцов – подвижников веры. Надо ходить в храм и стоять за богослужением, смотреть , что происходит во время службы – какие молитвы звучат, какие песнопения, и постепенно этот мир непонятного священнодействия станет близким и нужным, в тайне исповеди откроются грехи для покаяния, душа очиститься и станет светлой.
Невозможно привлекать людей обманом в ряды христиан, обещая им благодать, чтобы не сказали они потом « А где благодать-то обещанная»? Чтобы ее почувствовать, надо настроить свой внутренний мир – чувства, мысли, совесть - на духовный лад. Этому нужно учиться.