Слово о Кресте на 14 августа
14 августа Церковь празднует Просхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник пришел к нам из Византии. Начиная с 9 века, в этот день выносился Крест для поклонения и «отвращения болезней». В свое время слава Животворящего Креста достигла и нашей страны. Именно в этот день болезнь язычества была исцелена и Русь приняла Крещение. Наверное, не случайно в этот праздник освящается новый урожай меда. Какой еще земной предмет может быть символом сладости и целительной силы?
Священномученик Философ Орнатский в 1892 году так сказал об этом великом Даре, орудии нашего Спасения:
«Что такое был крест до распятия на нем Господа Иисуса Христа? Он был орудием позорнейшей казни, изобретением безчеловечнаго язычества, и пред пришествием Спасителя на землю сопровождал римлян всюду, куда ни заходили они с своим победоносным оружием. И в Иудею эта страшная казнь на кресте проникла от римлян, поработителей иудеев. Иудеи знали до римскаго владычества только нечто подобное, повешение на древе, но и о казненных повешением говорилось в Писании иудеев: «проклят всяк висяй на древе» (Втор. 21:23; Гал. 3:13). Распятие же на кресте превосходило это повешение: оно сопровождалось нестерпимыми мучениями, и потому одна мысль о распятии приводила в ужас. Можно судить поэтому и о том, с каким отвращением и ужасом относилось человечество до Христа к самому орудию этой казни, позорному кресту.
Но, вот, на кресте претерпевает смерть Сам Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос; глубокое падение греховнаго рода человеческаго и множество грехов искупляются величайшими страданиями на кресте. Мы не знаем, что было с самим крестом Господним после того, как он исполнил свое назначение, до четвертаго века, когда он был обретен святою Еленою. Но, помимо самаго орудия крестных страданий Богочеловека, крест вообще с тех пор делается священным предметом для христиан. Великие и некогда могущественные цари и владыки мира, как Навуходоносор, изображенный в сонном видении под образом древа, ветвями своими покрывающаго всю вселенную, с шумом прошли по земле, оставив по себе лишь печальную славу. А древо крестное приобретает славу, которой никогда не имел ни один предмет, сделанный руками человеческими.
Проходит малое время с тех пор, как Господь наш Иисус Христос претерпел смерть и победоносно воскрес из мертвых, и позорное орудие Его смерти служит предметом хвалы для святаго апостола Павла (Гал. 6:14); предмет благоговейных поклонений и лобызаний для христиан, но соблазн для иудеев, а для эллинов - безумие, Крест Христов, по апостолу, есть источник Божией силы и свидетель Божьяго премудраго промышления о нашем спасении (1 Кор. 1:18. 23. 24).
Проходят столетия после апостолов, и слава Креста не умаляется, не меркнет, но растет и растет, и вот мы читаем слова св. отца Кирилла Иерусалимскаго, в которых так говорится о силе Креста и его изображения: «с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пием; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать или встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он - великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». В этих словах святаго отца видится уже и будущее еще большее прославление Честнаго и Животворящаго Креста. Во имя Креста, в защиту его и с ним в руке, народы Запада предпринимают далекие походы против неверных; народы из уважения к кресту Господню называют себя крестьянами; крестом украшают и осеняют себя самих христиане и все дорогое для них: крест украшает храмы Божии, крест согревает нашу грудь, крестом начинаем мы и оканчиваем всякое дело, крестом прогоняем супостата, крестом благословляем детей, крестом осеняем рождающагося и благословением крестным провожаем умершаго к месту последняго упокоения; крестом же украшаем и самую могилу человека.
Слава, Господи, Кресту Твоему честному!»