Концепция православной миссии в трудах отца Философа Орнатского, Часть 1
Е.А. Евдокимова,
помощник игумении Иларионы по миссионерской работе
1. Введение
Размышляя о том, а что есть миссия Церкви в современном мире, можно сказать, что сама Церковь имеет миссию свидетельствовать Слово Божие. В Константино-Еленинском монастыре происходит богослужебная жизнь, совершается молитва, принимаются требы и происходят крещение, венчание, отпевание, работает Воскресная школа, есть Любительский хор. Широко известна мастерская церковной вышивки Покров. Во всех этих формах церковной жизни участвует множество людей, взрослых и маленьких, совершается Божие дело созидательное. Есть Паломническая служба, миссия которой – показывать и рассказывать о Боге применительно к священному месту нашего монастыря. Издается Альманах, идет научно-богословская работа, и проводятся конференции. Все это – миссия, свидетельство о Живом Триедином Боге-Боге-Творце, Богочеловеке и Духе, соединяющем идею творения с ее воплощением в том или ином виде. Церковь жива! И это миссия в обществе, которое несколько десятилетий хвалилось тем, что реализовало на практике возможность жизни без Бога.
Открытый атеизм 20 века в советской стране сменился во времена перестройки свободой вероисповедания и всяческой свободой вообще, характерной для переходного периода. Этот процесс не закончен, а сопровождается пропагандой комфорта, рекламой достижений западной цивилизации и внушением необходимости расширения понятия свободы за пределы допустимого нравственными началами. Поэтому нам представляется, что работа по возделыванию души человека опять происходит как в первые христианские времена, т.е. апостольски и миссионерски.
В рамках обозначенного состояния миссия Церкви должна касаться духовного здоровья общества: жизнь без Бога принесла огромный урон, который выражается в агрессивности современного общества, пропаганде на разных уровнях и разными средствами вседозволенности, разрушении традиционных семейных ценностей и потере патриотического чувства. Кроме того, декларируемая свобода вероисповедания оборачивается открытой лояльностью к деятельности среди населения представителей всяческих культов, языческих верований, еретических сект. Это и понятно, поскольку крайний индивидуализм призывает признать приоритет личного над общественным, а перечисленные характеристики общественного сознания идут вразрез с христианскими ценностями.
Одним из аспектов налаживания миссионерской работы является возвращение к изучению трудов святых отцов, которые жили совсем в совсем недалекие от нас времена, предшествовавшие революции 1917 года. Вернуться к духовному опыту таких святых, которые близки нам не только хронологически, ( потому что в масштабах истории 100 лет – совсем небольшой период), но и жили в близком нам географическом пространстве Москвы и Петербурга, где находились очаги революционных событий. Как они встретили изменения в настроении их паствы перед революцией? Что они делали для предотвращения катастрофы? Чему учили и какой пример подавали?
2. О миссионерской деятельности в трудах Философа Николаевича Орнатского
Миссионерское служение, понятое как просвещение народов, не разделяющих христианского вероучения и вероисповедания, в истинах Господа Иисуса Христа, занимала отца Философа Орнатского ничуть не меньше, чем другие, связанные с жизнью христианина, вопросы.
Есть несколько выступлений, посвященных этой теме.
- «О веротерпимости в отношении к миссионерской деятельности». Речь была произнесена им в торжественном собрании С-Петербургского отделения Миссионерского общества в здании Городской Думы 30 декабря 1891 года.
- Речь под названием «Церковно-государственное и благотворительное значение миссионерства и его учреждений» была произнесена на торжественном собрании СПб Комитета Православного Миссионерского общества 23 ферв.1892г, а позднее опубликована в прессе.
- «Об апостольских трудах алеутско-камчатского миссионера Преосвященнейшего Иннокентия, впоследствии митрополита Московского», речь, произнесенная 26 февраля, а напечатана была в 1889 году в Прибавлении к церковным ведомостям.
Из этих выступлений понятны воззрения отца Философа на проблему, стоящую перед внутренней миссией. Он дает анализ ересей.
Характеризуя ереси, о.Философ говорит: « Ведь ереси, и расколы, и всякое нечестие не представляют чего-либо нового и неожиданного в жизни Церкви. Сам Господь предрекал появление тех, кто « под именем Моим придут и будут говорить: « Я Христос» ( Мф.24:4-5, 11.)» На этом – говорит о. Философ,- можно было бы и успокоиться. Но только не в Церкви Христовой это может быть, потому что наша Церковь не может забыть о тех, кто «вне ее ограды».
К еретикам добавляются язычники. « Не просвещенный верою Христовой язычник сознает себя одним из явлений природы, существом без разумного назначения, которого ожидает в конце концов могила. Поэтому язычество древних, как впрочем и новых времен, цивилизующих человечество, обрекает людей на косность, застой, мертвенность».
Причины, порождающие ереси в новые времена, указаны тоже в этих статьях.
Во-первых, отец Философ считает что силы, порождающие духовное удаление от православия у крещенного народа: это сила рационализма и сила неверия, а также сила скептицизма, которые стали проявляться в современном ему обществе. Рационализм во всем опирается на собственные знания и опыт. Влияние рационализма состоит в том, что его распространение приводит к разобщению нации, к появлению враждующих группировок и партий, стремящихся отстаивать свои позиции в политическом отношении. Раздробленность, думается, возникает от того, что нет единой идеи, вокруг которой складывается общественная жизнь в масштабах страны, напротив, люди объединяются с теми, кто ближе им по взглядам.
Скептицизм же восстает в разных формах против утверждения веры. Отец Философ говорит: « У нас они ( рационализм, скептицизм и т.п. ) появились частью из-за моря, частью воспитались из-за нашего нерадения о вере».
Еще раз подчеркнем, что следствием действия всех этих причин является разобщение народа.
Отец Философ не просто констатирует эти явления, но и предлагает методы, благодаря которым можно преодолеть пагубность для общества действия этих сил.