Поучение в день Усекновения главы Иоанна Крестителя

Евангельское чтение 11 сентября
От Марка святое Благовествование (Мк.,VI, 14-30)

Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,- 22дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 23и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

Печальную историю выслушали мы, братья в прочитанном ныне Евангелии. В сыром и мрачном подземелье в темничных узах томится Предтеча Христов. Праведник терпит участь разбойников и убийц за то, что без страха и потворств обличал Ирода в беззаконной и соблазнительной жизни с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Тишина и безмолвие царят в мрачном подземелье, а там, над ним, в роскошных палатах царского дворца пирует Ирод. Был день его рождения и множество вельмож и гостей собралось на праздник к Ироду. В самый разгар шумного пира, когда пирующие во главе с Иродом были возбуждены выпитым вином, пред ними появляются дочь Иродиады Саломия и начинает сладострастную пляску. Пляска разжигает чувственные натуры гостей и Ирода до потери сознания. Опьяненный царь в восторге обещает бесстыдной пляунье все, что она ни попросит. Безстыдная дочь, наученная хитрой матерью, просит себе головы Иоанна Крестителя. Опьяневший Ирод не может отказать: и вот среди беснующейся и пьяной толпы гостей появляется оруженосец с головой Иоанна Крестителя, дымящиеся капли крови капали на блюдо! Зло восторжествовало: уста праведника, обличавшие порок, замолкли! До этого бесстыдного пира, в минуту трезвости, Ирод не осмеливался поднять руки на Иоанна Крестителя: «ибо Ирод боялся и Иоанна, зная что он муж праведный и святой» (Мк. 6, 20).

Но когда вино разгорячило мозг, разожгло страстную природу Ирода, когда он весь отдался страсти пьянства, он забыл свой страх и боязнь пред Иоанном, забыл, что и народ, и Бог могут строго покарать его за неповинную смерть праведника, забыл … и опьяневший вместе с гостями любовался на дымящуюся кровью голову того, кто еще так недавно его сожженную совесть заставлял трепетать своими смелыми и правдивыми речами у царского трона.

И не одного только Ирода это страсть к вину довела до такого преступления. Целые сотни самых отвратительных преступлений совершенны людьми в состоянии опьянения. Стоит только заглянуть в приют детей - идиотов и эпилептиков, чтобы убедиться в справедливости слов старца Сисоя: «Вино есть смерть». В одном из таких петербургских приютов есть девочка Матреша Павлова: говорить она не умеет и вместо слов издает какие-то звуки, похожие на собачий лай. Ее родители, горькие пьяницы, когда ей еще было два года, отнесли ее в старый заброшенный хлев, где привязали веревкой к стене. С тех пор несчастная малютка перестала видеть Божий свет. Шесть лет сырая холодная земля была колыбелью Матреши. Раз в день ей приносили в деревянной миске всевозможные объедки, чуть ли не помои. Шесть лет неповинный ребенок не знал, что такое материнская ласка, любящий взгляд матери. Вместо ласки озверевшие пьяницы несли в хлев удары ребенку. Отец по четверти часа простаивал на голове у ребенка, повалив его предварительно на землю.

И это делает «род избранный», «народ святой»! Делают те, за которых пролита была на Голгофе непорочная и бесценная кровь Иисуса Христа?! Что же толкает людей на подобные бесчеловечные преступления? Ответ один: испорченная воля человека, отдавшаяся всецело на служение той или другой страсти.

Страсть обычно заглушает в человеке все доброе: рассудок теряет способность различать добро от зла, истину от лжи; совесть затихает и не делает человеку ни малейших укоров, даже в минуты самых страшных преступлений; все добрые желания, все порывы к свету уступают место одной мысли, одному желанию: как бы удовлетворить требования страсти. Она, как идол, требует себе от людей поклонение; и люди - христиане, как жалкие рабы, преклоняются пред ней, а она влечет их за собою по пути падения все далее и далее, не давая времени одуматься и как-нибудь остановить цепь своих греховных желаний. И не замечает бедный пленник, как страсть губит его душу и тело, как она незаметно все шире и шире открывает перед ним двери будущих вечных мучений. И не заметит бедный пленник той или другой страсти, как за греховными увлечениями и наслаждениями подкрадывается смерть, и ему вместе с грехами придется предстать пред Господом Богом. Все… и укоры проснувшейся совести, и сожаление бесполезно прожитой жизни, и стыд перед Богом - придется испытать ему; пробудиться у него тогда желание вернуться на землю и зажить хорошей жизнью, но – поздно. Суд праведный произнесен, и пойдет он в муку вечную томиться и страдать потому что «доброе получил уже в жизни своей» на земле (Лк.16, 25).

Таков конец не только служителей страсти пьянства, но и всякой другой!

Чтобы нам не испытать подобной участи, научимся побеждать свои страсти, научимся распинать «свою плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24). От страстей никто из нас не свободен. Проникните в самую глубь своей души, внимательно пересмотрите все свои наклонности, влечения, желания, намерения, вспомните все ваши разговоры, и вы увидите тогда, что в сердце вашем целое гнездилище всяких страстей, которые, как сетями, опутали вас с головы до ног.

«Как на дне ключа с чистой водой бывает тина или грязь; так и в глубине сердца человеческого есть всякая нечистота и мерзость; здесь кроются гордость и высокоумие, сребролюбие, гнев, злоба и зависть». Борьба с этими страстями неизбежна для каждого, желающего наследовать живот вечный (Еф 5, 3-5). Без борьбы, без усилий, сами по себе, они никогда не оставят нажитых мест в душе человека. «Сердце, - говорит епископ Феофан, - нора полная змей. Змеи - это страсти. Когда показывается что-то страстное из сердца, это то же, что змея высовывает голову из норы. Бей ее именем Господа, и она спрячется. Другая покажется, бей и ее. И все и всякую бей. Тогда забудут они высовываться, и совсем без пищи умрут, как околевают змеи обыкновенные в норе, заложенной камнями».

Но каждый из нас раб одной какой-нибудь страсти, около которой и увлекаются все остальные: ее-то и нужно определить в себе и гнать ее из души немилосердно. Когда она будет изгнана, побеждена, остальные страсти легко уже сами исчезнут. Но это возможно только тогда, когда мы воспитываем в себе ненависть к греху, когда удалим все те поводы, которые раньше толкали нас во власть страстей, когда мы будем изгонять всякую худую мысль из своего ума, - одним словом, когда мы отнимем у своей страсти всякую пищу. Как платье, оставленное в сундуке без всякого попечения, с течением времени истлеет, так и страсти, если мы их не будем исполнять, с течением времени истлеют. Лучше всего борьбу с ними начинать тогда, когда они только нарождаются в нашей душе, когда они еще не успели пустить в ней своих крепких и цепких корней: малую былинку легче вырвать, чем старое дерево. Но если уже страсть укрепилась, и вы, вступив с ней в борьбу, чувствуете, что ваших сил мало, что вы слишком слабы, то ищите себе поддержки в молитве у Победителя ада и смерти - Иисуса Христа. Он стоит у двери сердца каждого грешника и терпеливо ждет, когда он позовет Его к себе на помощь. И лишь только услышит голос о помощи - подает грешнику нужную благодатную силу для победы над грехом. В борьбе со страстью падает побежденным лишь только тот, кто хочет победить ее своими силами. В союзе же с Богом победа над страстью обеспечена: но наслаждаться плодами этой победы на земле нам не придется. Здесь, на земле, наш дух, борющийся со страстями, не получает себе успокоение и мира. Правда, бывают иногда минуты, когда страсти как будто замирают и исчезают в какую-то неведомую даль, - но это не надолго.

Если, братия, нам и дается на несколько времени здесь, на Земле, покой и мир души, если нас некоторое время не будут тревожить никакие страстные движения, то не будем обольщать тебя мыслью, что борьба кончилась, и что мы вышли победителями из этой борьбы. Мутная вода отстоялась и кажется чистой, - но вот неосторожно бросили в нее камень, вода разволновалась и снова сделалась мутною. Так и греховные движения, оставившие душу, легко могут вернуться к ней и снова заразить ее своим ядом.

Моряки, когда их застигает на море буря, отдаются всецело борьбе с нею: они забывают на это время о пище и питие, все их мысли сосредоточены на одном, как бы счастливо спасти корабль от разъяренной бури. Буря утихает, корабль спокойно несется по волнам, - а моряки? Они не предаются беспечности и лени, а внимательно осматривают корабль, тщательно заделывают повреждения, нанесенные кораблю бурей и держат себя готовыми к борьбе с новыми бурями: ибо знают, как изменчиво и коварно море. Так и в духовной борьбе христианину, как опытному моряку, никогда не должно предаваться беспечности, а быть готовым к борьбе со страстями.

«Бог создал человека на земле не для того, чтобы он отдыхал на ней, как на родине, или тупел в беспечном сне.

Время не есть легкий ветер, ласкающий и освежающий чело человека; это ветер который поочередно режет и леденит его, буря, которая быстро уносит его усталый челн под сумрачным небом меж скал. И горе тому беспечному пловцу, который отдается во власть течения: оно быстро принесет его к прибрежным скалам, где челн его разобьется, а сам он утонет в пучине морской. Счастливого берега достигает только тот, кто борется и сам направляет лодку против волн туда, куда ему нужно. Так и Царства Небесного достигает только тот, кто будет господствовать над страстями, а не тот, кто будет им потворствовать и раболепствовать. Не наследовать тебе Царства Небесного, если не сделаешься царем над своими похотями и помышлениями», - говорит Святитель Димитрий Ростовский.

Будем же всеми силами и средствами «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Пет. 2, 11); «не предаваясь ни пированию, ни пьянству» (Рим. 13, 13); ибо «живущие по плоти Богу угодить не могут … если живете по плоти то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим 8, 8 13). Возьмем же все оружия Божии, будем мужаться, крепиться и стоять твердо в борьбе с плотью: ибо только претерпевший до конца спасен будет (Мф. 24, 13) и только побеждающему даст Господь сесть с Собою на престоле Своем (Откр. 3,21). Аминь

1899

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль