Мастерская церковной вышивки "Покров"
Курс лицевого шитья
Мастерская древнерусского шитья «Покров» Константино-Еленинского женского монастыря на Санкт-Петербургском подворье в храме Андрея Критского с 30 сентября начинает уроки по лицевому церковному шитью.
В программе обучения:
1 год обучения
Лицевое шитье, доличные швы: золотное и шелковое прикрепное шитье, восточные, древние и средневековые швы, косая стежка, годуновские, ярославские прикрепные швы. Иконописный рисунок. История шитья.
2 год обучения
Вышивка икон. Иконописный рисунок. Богословие шитых литургических предметов.
Курс монументальной вышивки
Обучение и практика вышивки плащаниц, хоругвей, облачений. Создание проекта, подбор материалов, участие в работе над монументальными произведениями.
Адрес проведения занятий: Рижский пр. д. 9, храм Андрея Критского, помещение мастерской «Покров».
Запись и справки по телефоны: 8 (911) 225-04-27.
Группа в контакте: vk.com/club51561269.
ОНЛАЙН-КУРС ЛИЦЕВОГО ШИТЬЯ
Мастерская древнерусского шитья «Покров» Константино-Еленинского женского монастыря с 30 сентября начинает 2-х месячные онлайн-уроки по лицевому церковному шитью.
В программе обучения:
Золотное и шелковое прикрепное шитье. История древнерусского шитья.
Запись и справки: vk.com/verador.
Плащаница Спасителя ручной работы >>
Мастерская церковной вышивки «Покров» под руководством кандидата искусствоведения Веры Борисовны Казариной была создана в 1990 году по благословению протоиерея Николая Головкина (ныне архимандрит Нектарий), настоятеля храма Петра и Павла в Парголово.
Вера Борисовна рассказывает, что батюшке «пришла идея устроения золотошвейной мастерской, он предложил ее прихожанкам и попросил митрополита Алексия (Ридигера), впоследствии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, написать сопроводительное письмо для группы в Пюхтицкий монастырь, чтобы нас пустили в вышивальную мастерскую». Вере Борисовне удалось попасть к игумении Варваре, настоятельнице Пюхтицкого женского монастыря, и получить «заветное благословение» на обучение вышиванию в мастерских монастыря. По возвращении из Пюхтиц начались первые самостоятельные работы.
Взялись за Лицевое шитье – это вышивка образов святых угодников Божиих. «Перед тобой чистая ткань, и вот начинают появляться глаза, брови, лик выступает из небытия и смотрит на тебя немного строго, но с любовью, и ты просто таешь в этой божественной благодати» — так передает Вера Борисовна переживание творческого момента при создании работ.
В вышивках мастерской используются разные приемы: шитье в раскол, прикреп, сажение жемчуга по бели и др. Вышивают по профессиональным прорисям. Вера Борисовна рассказывает, что она сама подбирает цветовую гамму, и если надо, то красит нити в тот цвет, который требуется, стараясь получить максимально близкий к желаемому оттенок.
Работа вышивальщиц – это работа коллективная. При этом каждая рукодельница должна положить свое индивидуальное мастерство на алтарь общего дела, чтобы умения и старания всех и каждого симфонично сочетались в изделии и звучали гимном хвалы Господу! Поэтому между сестрами складывается совершенно особый дух со-творчества, и общее дело созидает между ними любовь, терпение и прощение.
Какие работы были выполнены в первые годы существования мастерской Покров:
- Первый заказ — покров на раку св. преп. Арсения Коневского, выполненный по прориси Татьяны Кругловой. Этот покров до сих пор лежит на раке.
- Вышивка для Успенского подворья Оптиной пустыни — плащаница Спасителя. Это не простая вышивка, а с предстоящими святыми, копия с плащаницы XV века из Русского музея. Татьяна Круглова выполнила прорись после подробного изучения музейных альбомов.
Лики святых, лик Спасителя вышиты шелком, нимбы, крылья и гробница вышиты золотыми нитями в прикреп, а вот одежды сделаны аппликацией из парчи. Буквы тропаря на каймах и многочисленные звезды вышивала на машинке Галина Лужкова. «К Страстной неделе 1994 года мы все закончили и перед сдачей повезли показать о. Василию Ермакову на Серафимовское кладбище. Разворачиваем ее в приделе и от нее такой свет брызнул во все стороны! Батюшка выдохнул: жива Россия! Не было утешения больше этого», — так вспоминает Вера Борисовна подготовку к передаче изделия в храм Успения Пресвятой Богородицы на подворье Оптиной Пустыни в Петербурге. Отец Василий Ермаков духовно поддерживал мастерскую и всех вышивальщиц. «Его молитвами мы и состоялись, он поддерживал нас в трудное время, выносил из искушений как с поля боя на руках», — говорит Вера Борисовна.
Стремление к совершенствованию мастерства было потребностью и необходимостью рукодельниц. Руководитель мастерской, В. Б. Казарина, создала первые в городе курсы по церковной вышивке. Это был 1998 год, курсы были организованы при Центре духовного возрождения СПб. Потом был курс обучения в Академии постдипломного педагогического образования, который прошли все будущие мастерицы – костяк «Покрова». Большое влияние при обучении иконописному рисунку оказал на всех учащихся Заслуженный художник России Живаев Алексей Алексеевич, который научил относиться к своему творчеству именно как к мастерству, восходящему корнями к древнерусскому шитью. На курсах преподавали также историю вышивки.
Мастерская и ее руководитель ведут научную работу. Так в 2004 году силами мастерской «Покров» была организована первая в Санкт-Петербурге конференция по древнерусскому шитью и современной церковной вышивке. Впоследствии еще пять раз проводились конференции, объединившие вышивальщиц из России и ближнего зарубежья, искусствоведов, реставраторов и просто любителей древнерусского искусства. Материалы конференций публиковались в журнале "Покров", который издавался собственными силами до 2008 года.
В 2008 году мастерская «Покров» обрела уже теперь постоянное пристанище на подворье Константино-Еленинского женского монастыря в храме Св. преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте.
В один из своих визитов в Санкт-Петербург Святейший Патриарх Кирилл посетил Храм Прпмч. Андрея Критского познакомился с выставкой работ мастерской.
Настоятельница монастыря матушка Илариона (Феоктистова) поддерживает творческий дух мастерской, вдохновляемый любовью, молитвой, постоянной заботой о мастерской.
Внешние успехи сопутствуют мастерской вместе с обретением постоянного пристанища — полным составом вступили в Союз художников, а два облачения, выполненные в мастерской, закупили у монастыря для своего собрания Музей истории религии.
Много работ выполнено специально для подворья Константино-Еленинского монастыря в Огоньках — Линтульского Свято-Троицкого собора, к освящению которого в скором времени готовятся в монастыре.
Сейчас в мастерской трудятся замечательные вышивальщицы, мастера своего дела: Аникина Ирина, Денисова Ирина, Жерлицина Вера, Иванова Алина, Казарина Вера, Казарина Елизавета, Коломийченко Ирина, Пенькова Елена, Самараковская Ирина, Скокова Светлана, Скрипкина Валентина, Сухарева Евгения, Трекущенко Марина, Трещинская Елена.