Труды протоиерея Философа Николаевича Орнатского — возвращение из забвения

Текст: Е. А. Евдокимова

 

Не все проповеди и речи вошли в книгу "Труды и дни" о. Философа Орнатского, выпущенную в этом году издательством «Отчий Дом» к дню памяти священномученика Философа Орнатского и сыновей его, Николая и Бориса. Это пока единственная изданная книга его трудов.

Поиск статей и выступлений о. Философа начинали его ближайшие потомки — Тамара Ивановна Орнатская, внучка протоиерея Иоанна Орнатского, родного брата о. Философа, почившая в 2016 году, и внучка самого отца Философа, Татьяна Константиновна Орнатская. Тамара Ивановна была доктором филологических наук, ведущим научным сотрудником Института Русской Литературы РАН. Ныне здравствующая Татьяна Константиновна Орнатская, унаследовав невероятную скромность своих предков, считала своим долгом сделать достоянием современных людей труды ее деда, известного в Санкт-Петербурге проповедника и общественного деятеля.

Единственным источником для поисков является церковная пресса, выходившая в Санкт-Петербургской епархии до революции. Довольно часто в газетах упоминалось имя протоиерея Философа Николаевича Орнатского в связи с проповедями в храмах Санкт-Петербурга, а также в связи с деятельностью Общества религиозно-нравственного просвещения в духе православия и его общественным служением. Поиск публикаций, речей и выступлений отца Философа — дело и увлекательное и крайне нужное: многогранность проповеднического таланта отца Философа не позволяет забыть его труды, и в наше время они полезны в деле нравственного воспитания, потому что христианские нравственные ориентиры, забота о верующих всех сословий, глубокое знание народа, — все это делает чрезвычайно актуальными труды отца Философа.

На презентации книги «Труды и дни» 13 июня 2018 г. в день памяти о.Философа Татьяна Константиновна Орнатская как раз рассказывала о своей увлеченности поиском проповедей протоиерея Философа Николаевича Орнатского. Поразило сходство наших переживаний во время поиска статей и речей отца Философа, — т.к. мне было поручено осуществлять контакты с издательством «Отчий Дом» во время подготовки к выпуску книги, то я работала в РНБ ( в народе называющуюся Публичкой) для уточнения источников публикаций некоторых выступлений отца Философа. И каждая вновь найденная статья или упоминание имени Ф.Н.Орнатского давали мне мощный толчок для продолжения поисковой работы. Благодаря этой естественной потребности раскрыть во всей полноте палитру проповеднического дара и гражданского служения народу отца Философа и «голоду» по его живому слову происходили маленькие «открытия» — были найдены еще несколько статей батюшки, нигде не публиковавшиеся в наше «новое» время религиозных свобод. Одна из них — "О Преподобном Сергии Радонежском" — вошла в книгу "Труды и дни". И есть очень яркие выступления отца Философа из книги «Труды и дни», на которых хочется остановиться отдельно.

Речь идет о проповеди о. Философа в Неделю Мясопустную «О Страшном Суде». Эта проповедь была опубликована в "Духовном вестнике по Санкт-Петербургской епархии" за 1895 год. Предваряя свою проповедь, отец Философ цитирует евангелиста Матфея — Мф, 25:31-46. Это отрывок из Евангелия, который повествует о Страшном Суде: "соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую."Отец Философ из этого евангельского чтения нарисовал такую картину Страшного Суда, которая действительно страшна в своей конкретности. — Как пастырь, любивший свою паству, он берег и предостерегал прихожан храмов, где он произносил проповеди, от искушений мира. Он хотел привести верующих к осознанию важности ожидающего всех последнего испытания и желал, чтобы люди потрудились о спасении своем:

"Разсмотрим тщательнее последния, (т.е. "все ужасные последствия праведного гнева Божия") и держа их всегда в памяти на будущее время, в остаток дней наших, поспешим истинным покаянием, верою и любовию загладить свои беззакония, чтобы избегнуть нам ужасного гнева Божия".

"...Так самый внешний мир, по слову Премудрого, споборет тогда со своим Творцом на безумных. Вещи неодушевленные, которые делали мы орудием своих страстей, и которые, по словам апостола Павла, воздыхали в чаянии избавления от постыдной неволи, тогда восстанут на нас в свою очередь. Небо свиется как свиток; солонце, коего светом мы недостойно пользовались, померкнет, как бы не желая сиять на преступления, звезды исчезнут, как бы желая показать, что довольно были они свидетелями страстей беззаконных, земля, объятая пламенем, сгорит, как бы желая освободиться от скверны, которой не может более носить; море изсохнет ужаснувшись, восколеблется, изсохнет, исчезнет; словом, весь мир, вещает Премудрый, возстанет на отмщение поруганной славы Господа: «споборет же с Ним мир на безумныя» ( Премудрость ц. Соломона, ХХ).

Но эти, так сказать, внешние ужасы — ничто в сравнении с теми, которые мрачной тучей поднимутся против нас из глубины нашей забывчивой, но тогда вдруг просветлевшей, памяти. Тогда все содеянные нами и давно забытые уже преступления предстанут пред нами и во всем их множестве и богопротивности будут свидетельством нашего нечестия и не только преступления содеянные, но и те, которые были нами только задуманы, даже неосторожные слова наши и злые помышления, которым мы по греховной привычке не придавали никакого значения, и те предстанут пред нами своей чередой.

И, о если бы они угнетали только нашу совесть, нет! Они будут видимы для всех. Все собравшиеся пред Судией люди: и праведные, и грешные, и наши родители, и родственники, и хорошие знакомые, и чужие люди, — все увидят нас уже не благодетелями, какими мы были только на словах, а черствыми себялюбцами, не открытыми и честными в своей невинной простоте, а хитрыми лицемерами, ловко прикрывавшими свои грехи, — не людьми веры и благочестия, но ханжами или неверующими, и, словом, все увидят нас во всей нашей преступности пред людьми и перед Богом."

Если после прочтения такого рассуждения не захочется пересмотреть свои поступки, слова и мысли, это будет удивительно, — ведь нам всем есть над чем духовно потрудиться! Удивительным языком обращается о.Философ к нам — он использует простые обиходные слова и перемежает их фразами из Священного Писания и вместе с тем духовно насыщает их таким зарядом веры, от которого невозможно увернуться — он достигает своей цели — нашего ума и сердца — и заставляет трезвиться, быть честным с собой, и отстранившись от мирского, обратиться к "горнему".

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль