Памяти монаха Ефрема
На встрече, посвящённой 80-летию монаха Ефрема и дню его тезоименитства, в Музее христианской культуры на Рижском проспекте, впервые были выставлены 15 картин монаха Ефрема (Владимира Макарова), относящиеся к Валаамскому периоду его творчества, а так же копия фрески Прп. Дионисия Ареопагита, выполненной Дионисием Макаровым, сыном монаха Ефрема на Афоне, во время реставрации росписей и икон «Стефановской кельи». Тема временной выставки, которую сейчас можно видеть на лестнице, ведущей к храму Св. Прмч. Андрея Критского «Св. Гора Афон и остров Валаам — Северный Афон в творчестве монаха Ефрема». К этому знаменательному дню из Константино-Еленинского монастыря была привезена и выставлена для поклонения чудотворная икона Божьей Матери «Всецарица», также написанная монахом Ефремом. Перед ней в монастыре еженедельно происходит чтение акафистов.
Автор: Дионисий Макаров
Святая Гора Афон и остров Валаам — в этих Святых местах последние три десятилетия своей земной жизни подвизался талантливый художник и иконописец, специалист в области реставрации темперной и масляной живописи монах Ефрем (Владимир Макаров).
С 1985 года он стал работать по укреплению настенных росписей Спасо-Преображенского собора в составе бригады реставрационной мастерской. С 1987-го года остался на постоянное жительство на острове для работы по реставрации икон в мастерской Валаамского музея. В этот период им были возвращены к жизни множество икон, поступивших в фонды музея, в результате чего появилась возможность сделать постоянно действующую выставку. После возрождения монашеской жизни на Валааме, некоторые из икон были возвращены в Спасо-Преображенский собор. Образ Господа Вседержителя с предстоящими Сергием и Германом Валаамскими и сейчас находится над ракой Преподобных основателей обители.
Владимиром Макаровым был так же написан первый временный иконостас для нижнего храма во имя Прп.Сергия и Германа Валаамских. Это был плодотворный период и для живописного творчества. Некоторые из картин перешли в фонды Валаамского музея и участвовали во многих выставках.
В 1992 году с группой коллег-реставраторов, Владимир Макаров получает благословение от патриарха Алексия ll отправиться на Св. Гору Афон для спасения живописного убранства храмов и икон монастыря во имя Св. Великомученика Пантелеимона, которые на тот момент очень нуждались в реставрации опытными специалистами.
На Афоне реставраторы были тепло встречены братией. Особое покровительство было оказано им о. Виталием, в настоящее время являющимся духовником Константино-Еленинского женского монастыря. В свободное от трудов и молитвы время он показывал святыни и достопримечательности, рассказывал о традициях и истории Афона, знакомил со старцами.
Помимо трудов по реставрации Владимир Макаров получает благословение на написание фрески Прп. Старца Силуана в Пантелеимоновом монастыре.
Работал он и по реставрации росписей в монастыре Дионисиат. Его труды по написанию и воссозданию фресок были отмечены греческими афонскими иконописцами, и он был приглашён для совершенствования мастерства в иконописный скит «Белозерка». Овладев византийскими изобразительными традициями, он получил приглашение для работы в Ватопедский монастырь. В этом монастыре он трудился около полутора лет. В этот период были написаны многие списки с иконы Божьей Матери «Всецарица», почитаемой святыни этого монастыря. Для написания первого списка чудотворную икону с крестным ходом принесли из храма в мастерскую.
Впоследствии эти написанные Владимиром Макаровым иконы тоже прославились многочисленными исцелениями и чудотворениями. Один из особо прославившихся образов находится в Москве в Новоспасском монастыре. Из малоизвестных, но значительных работ того периода была реконструкция фрески с изображением Божией Матери «Знамени», находящейся в нише над мощами ктиторов Ватопедского монастыря, в главном храме обители. Для этого древняя, сильно утраченная фреска, была предварительно прикреплена на новую основу греческими специалистами и в таком виде принесена в мастерскую, где по сохранившимся фрагментам Владимир Макаров выполнил копию-реконструкцию, которую потом вмонтировали в нишу древнего собора. По благословению братии этой обители были написаны также большие пейзажи с видами Ватопедского монастыря и некоторых монастырей на Кипре, для украшения гостиничных и приемных покоев, и портреты афонских старцев. Владимир Макаров не оставлял без внимания и наследие Русского Свято-Пантелеимонова монастыря: ему было дано благословение произвести укрепление фресок и икон «Стефановской кельи». В относительной сохранности была небольшая церковь, но жилые постройки были почти полностью разрушены. Владимир жил тогда в этих развалинах, а братия монастыря поддерживала, привозя продукты и все необходимое.
Вернувшись в Свято- Пантелеймонов монастырь, Владимир Макаров продолжал трудиться там. Множество икон, прославившихся чудотворениями, духовный настрой и большой опыт, полученный во время работы по сохранению Афонского наследия, способствовали тому, что Владимиру Макарову было предложено вступить в братию монастыря. Решение об этом было принято не сразу, но некоторые обстоятельства тому способствовали: попав в больницу с серьезным заболеванием, он решил при благополучном исцелении принять постриг. По милости и промыслу Божию это и произошло. Найдя своё подлинное отечество, он остался на Афоне навсегда, и 11 марта 1998 г. был зачислен в братию монастыря во имя Св. Великомученика Пантелеимона. Владимир был подстрижен в рясофор 7 апреля 2005 г., а в мантию — 24 апреля 2005 г. с именем Ефрем. День тезоименитства приходится на день памяти Св. Ефрема Сирина. Пределы монастыря во имя Св.Великомученика Пантелеимона теперь украшают многочисленные настенные росписи, мозаики, иконы и картины, написанные им в монашестве. Почил монах Ефрем на Св. Горе Афон 10го ноября 2014г.
На протяжении всей жизни мысли и чувства монаха Ефрема были обращены к постижению высших смыслов и премудрости Создателя, проявившейся как в красоте видимого мира, так и в невидимом. Обширное творческое наследие постепенно начинает изучаться. В 2015 году Русский музей проводил в Строгановском дворце выставку картин, написанных им на Святой Горе: "Монах Ефрем. Встреча с Афоном." Каталог выставки и сейчас можно найти на прилавках этого музея.
Творчество монаха Ефрема, относящееся к российскому периоду, и тема взаимосвязи Афона и Валаама, вызывает интерес. Пришло время организовать новые масштабные выставки и осуществить печатные издания, освещающие труды монаха Ефрема не только как талантливого художника, но и в качестве иконописца и реставратора, внесшего значительный вклад в сохранение и преумножение Святогорского наследия.
Светлая память!