Владыка Вениамин в его отношении к т.н. "мощейной эпопее" в Александро-Невской Лавре 1917-1919 гг.
Е.А. Евдокимова, помощник игумении Иларионы
по миссионерской работе
Владыка Вениамин, в миру Василий Казанский, родился в 1873 году на Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда, ныне Архангельской области, в семье священника Павла и Марии Казанских.
Интерес Василия Казанского к душеполезным книгам и усердие в изучении церковной грамоты предопределили выбор жизненного пути: после окончания Олонецкой Духовной Семинарии в 1893 году юноша поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Студентом активно участвовал в деятельности "Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви", организуя беседы среди рабочих.
В 1895 году он принял монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году - во иеромонаха.
По окончании Академии в 1897 году со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную Семинарию. С 1898 года - он инспектор Холмской, а в 1899 г. - Санкт-Петербургской Семинарии. В 1902 году, после возведения в сан архимандрита, назначен ректором Самарской, а через три года – 1905 г - Санкт-Петербургской Семинарии.
Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен на более высокую ступень пастырского служения: 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария. Среди совершавших чин наречения были митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский; † 1912) и Московский Владимир (Богоявленский, † 1918; прославлен в лике святых в 1992 году), архиепископ Ярославский (впоследствии Святейший Патриарх) Тихон (Беллавин, † 1925; прославлен в лике святых в 1989 году) и другие иерархи.
Много проповедовал епископ Гдовский Вениамин, там, где возглавлял богослужения, - очень часто в рабочих кварталах. Например, в храме Путиловского завода. Немало труда приложил он к спасению падших женщин, выступая с проповедями в "Обществе Пресвятой Богородицы".
События 1917 года вызвали перемены и в жизни Церкви: после Февральской революции правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян. Если в некоторых епархиях это вызвало распри и нестроения, то выборы в Петрограде прошли на редкость спокойно - подавляющее большинство голосов было отдано викарному епископу Вениамину. С 6 марта он - архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским.
Посмотрим, что известно о том, как исполнял свой долг в высоком сане митрополита владыка Вениамин. Это представляется очень важным для понимания личности одного из первых священномучеников в России.
В начале июня 1917 г. в связи с возникшей угрозой Петрограду из-за возможности немецкого наступления, в Синоде был поднят вопрос о вывозе мощей св. благ. Великого кн. Александра Невского из города, и епископ Серафим (Лукьянов) внес предложение о предварительном вскрытии раки и освидетельствовании мощей князя. Это предложение было принято, и 12 июня состоялся предварительный осмотр раки, а 28 июня в соответствии с секретным словесным определением Синода — тайное вскрытие саркофага и осмотр самих мощей. По поручению Синода его проводили в обстановке строгой секретности архиепископ Вениамин (Казанский), епископы Серафим (Лукьянов) и Прокопий (Титов), пригласившие себе в помощь архимандрита Авраамия (Чурилина) и слесаря из мирян.
Под крышкой раки они обнаружили открытый кипарисовый гроб с восковой головой и ватным подобием человеческой фигуры, зашитой в шелковые мешки. Именно в это «чучело» и были помещены подлинные мощи — часть черепа, кости рук и ног и два ребра. На бумаге, лежащей в мешочке с мелкими костями, указывалось, что мощи были собраны «после церковного горения», когда огонь уничтожил все имевшиеся в храме иконы.
(К истории освидетельствования мощей св. Александра Невского. С. 320–34; Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. Красные конкистадоры. М., 1994. С. 186 ).
Известно, что обретенные в 1380 г. нетленные мощи князя пострадали от пожара — в 1491 г. во Владимире, и судя по записке, упомянутой выше, также после пожара 1681 года в храме в Рождественском монастыре Владимира, где они находились, но еще был пожар и в 1723 г. во время перенесения по указу Петра I в Петербург мощей Александра Невского. Тогда их оставили зимовать в Шлиссельбурге в специальном павильоне, а тот по недосмотру сгорел.
Эта записка, являющаяся исторически подлинным документом, была обнаружена в Выборге, в Ленинградском Областном историческом архиве и даже экспонировалась на осенней выставке, посвященной святому благоверному князю в юбилейный год его 800-летия. Записка эта XVII века из гробницы Александра Невского в Рождественском монастыре, где был захоронен Александр Невский по своей кончине, доказывающая, что часть мощей князя уцелела во время пожара 1681 года,. (https://lenobl.ru/ru/dlya-smi/news/40658/)
Узнав о результатах осмотра мощей, Священный Синод 27 июня постановил произвести «переоблачение мощей», то есть отделить подлинные мощи от инородных предметов. Само «переоблачение» было проведено 24 июля архиепископами Сергием (Страгородским), Вениамином (Казанским) и архимандритом Артемием (Ильинским) при участии архимандрита Авраамия и двух слесарей.
Все посторонние предметы из раки удалили, а части мощей собрали вместе и положили в кипарисовый ящик, изготовленный на средства архимандрита Авраамия. О проведении 24 июля осмотра мощей и помещении их в «новоустроенный» ящик был составлен сохранившийся официальный акт. Дневник С.П. Каблукова, члена лаврской ревизионной комиссии 1917 г., и архивные документы не оставляют сомнения в том, что после осмотра 1917 г. в раке остались подлинные мощи. Об этом подробно написал Михаил Витальевич Шкаровский в своей статье «Александро-Невская Лавра в год революционных потрясений 1917-1918 гг.», опубликованной в журнале Христианское чтение №1 – 2010 г.
Если первые попытки исследовать подлинность и состояние мощей святого князя Александра Ярославича были объяснимы подготовкой к возможной эвакуации святынь Лавры при неблагоприятном развитии событий на театре войны с Германией, и проводились они силами священноначалия Лавры, то последующие волны «борьбы с народной верой в святость и нетленность мощей» случались с заметной регулярностью и инициировались новой властью с настойчивостью.
В исследовании Табунщиковой Л.В. «Кампания по вскрытию мощей 1918-1920 гг. и судьба мощей св. Александра Невского», приводятся материалы переписки владыки Вениамина с Петроградским Советом и его главой – Зиновьевым- о необходимости сохранить нетронутыми мощи святого благоверного князя, чтобы не ранить религиозные чувства верующих петроградцев.
Статья автора опубликована на сайте Международных Рождественских чтений и была представлена в виде доклада на Конференции в храме Христа Спасителя 19 мая 2021 г. в Москве.
(https: mroc.pravobraz.ru/tabunshhikova-l-v-kampaniya-po-vskrytiyu-moshhej-1918-1920-gg-i-sudba-moshhej-sv-aleksandra-nevskogo/)
Автор указывает, что в конце марта 1919 г. Комиссариат юстиции союза коммун Северной области запросил разрешение президиума Петроградского совета на вскрытие останков святого князя Александра Невского. В разрешении было отказано из-за опасения, что вскрытие мощей в одной из наиболее почитаемых религиозных святынь города — Александро-Невской Лавре — может вызвать массовый протест верующих.
Чтобы предотвратить дальнейшие попытка властей вмешиваться в дела Церкви, в апреле 1919 г. владыка Вениамин опубликовал письмо к председателю Петроградского Совета Г. Е. Зиновьеву, в котором выражалась надежда, что «мощи святого благоверного князя Александра Невского не будут потревожены». Однако в журнале «Революция и церковь» вскоре была опубликована статья П. А. Красикова со злобными выпадами против владыки Вениамина, в которой он утверждал, что никаких останков князя не сохранилось, и призывал вскрыть «пустой ящик якобы с мощами Александра Невского». В этой же статье П.А. Красиков первым из советских руководителей выдвинул задачу «утилизации огромных серебряных рак».
В сентябре 1919 г., когда вновь обнаружилась угроза вскрытия мощей святого благоверного князя Александра Ярославича, и митрополит Вениамин вторично обратился с письмом к председателю Петроградского совета Г. Е. Зиновьеву.
В своем письме от 15 сентября владыка Вениамин писал: «В первых числах сентября на лекции «О коммунизме и религии» члена ВЦИК Красикова и М. В. Галкина была поставлена на голосование резолюция, предлагающая все мощи изъять из церквей и сконцентрировать в особом музее, в частности так поступить и с находящимися в Петрограде мощами св. Александра Невского. Слухи об этом взволновали православное население Петрограда… Желая успокоить верующих и выяснить положение вопроса о вскрытии раки благоверного князя, обращаюсь к Вам, гражданин Зиновьев, как стоящему во главе петроградского правительства, с просьбой от лица многих тысяч верующих, в числе которых немало рабочих и крестьян, приведенной в начале резолюции не придавать значения и не приводить ее в исполнение и этим дать мне возможность успокоить тысячи взволнованных людей. Доброжелательная церковная политика петроградского правительства дает мне уверенность надеяться, что настоящая просьба многих граждан будет услышана и исполнена, их религиозная свобода не будет ограничена и стеснена».
Тактичной и выдержанной дипломатией петроградскому митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось в то время уберечь от поругания мощи святого благоверного князя Александра Невского. За всю т.н. «мощейную эпопею» это был единственный случай, когда власти вняли увещаниям со стороны Церкви. «Мощейной эпопеей» эти акции называются потому, что власти, желая показать тленное состояние останков святых, пытались таким образом пробудить неверие среди православного русского народа. Кампания началась в 1918 г. и коснулась не только такого надругательства над святынями, как вскрытие мощей, но и изъятия драгоценных ковчегов и рак, в которых хранились мощи святых угодников Божиих.
Эти сведения автор приводит по следующим источникам: 1) Кашеваров А.Н. Православная Российская церковь и советское государство (1917 – 1922). М.: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории. 2005. С. 110.) 2) Шкаровский М.В. Изъятие мощей и церковных ценностей в Петроградской епархии в 1918-1922 гг. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. № 22. С. 127.
Только три года власти не возвращались к вопросу о вскрытии раки с мощами святого князя Александра. Однако в обстановке разворачивающегося террора митрополит Петроградский Вениамин не смог воспрепятствовать вскрытию мощей Александра Невского,
произведенному в разгар кампании по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья, которая прокатилась по всей стране в 1922 году. На заседании президиума исполкома Петроградского совета 8 мая 1922 г. было принято решение «произвести вскрытие мощей во время изъятия серебряной раки Александра Невского», таким образом совместить две задачи: развенчание веры народа в силу святых мощей и утилизацию материальных ценностей, которыми владела Церковь.
Вскрытие мощей великого святого князя Александра Невского состоялось 12 мая 1922 г. и носило публичный характер. Оно имело антирелигиозную направленность: уполномоченные местной советской власти производили осмотр останков князя Александра Ярославича под наблюдением нескольких сотен представителей «общественности»: от воинских частей и предприятий, райкомов и укомов РКП(б). Все они получили в Смольном специальные удостоверения, разрешавшие присутствовать во время вскрытия мощей. Митрополит Вениамин и Лаврское духовенство вынуждены были наблюдать за этой акцией».
После актирования содержимого вскрытого хранилища мощей, их запечатали вновь, серебряная рака же князя была изъята и по частям на грузовиках перевезена в Эрмитаж.
Сами мощи Лаврскому духовенству во главе с митрополитом удалось отстоять — шкатулка с ними после осмотра была запечатана и, вопреки циркуляру Наркомата юстиции от 25 августа 1920 г. о конфискации мощей и передачи их в музеи, помещена на хранение в алтаре Троицкого собора Александро-Невской Лавры. История с конфискацией мощей Великого Благоверного князя Александра Невского закончилась лишь осенью 1922 г. после расстрела митрополита Вениамина (Казанского), обвиненного в «сопротивлении изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. Мощи «ушли» на хранение в Музей истории религии и атеизма, открывшийся в Казанском соборе.
Таким образом мы видим, что митрополит Вениамин стоял на страже как духовных, так и церковных ценностей, был дипломатичным в взаимоотношениях с новой властью, но проявлял стойкость и непримиримость в вопросах веры и заботы о пастве. Настойчивость владыки Вениамина в вопросе целесообразности веротерпимого отношения новой власти к религиозным чувствам народа говорит о его мудрости и любви к верующим. Такая позиция владыки не могла не раздражать новую власть, которая возненавидела в нем духовного пастыря для бедных, измученных войной и революцией граждан России.