27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня

Это один из 12 главных двунадесятых праздников Православной Церкви.

В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Этот праздник связан с именами святых покровителей нашей обители!

А за Всенощным бдением поется Канон Кресту Господню и слышны такие песнопения:

Стихира, глас 6:

Кресте Христов, христиан упование, / заблуждших наставниче, / обуреваемых пристанище, / в бранех победа, / вселенныя утверждение, / недужных врачу, / мертвых воскресение, / помилуй нас...

Кондак самоподобный, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое oружие мира, / непобедимую победу.

Значение обретения Креста Господня в этих молитвах превосходит всякое объяснение, потому что дает нам надежду и силу на всякую брань.

Само же обретение Креста было сопряжено со многими стараниями и чудесами.

Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Поиски Креста были связаны с тем, что святой равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, - на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др. Найти Крест, на котором был распят Спаситель, взялась, с великою радостью, его мать, святая равноапостольная царица Елена. В 326 году она отправилась с этою целью в Иерусалим. Чтобы отыскать Крест Христов, потребовалось много усилий. Враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Однако царице Елене указали на одного престарелого еврея, по имени Иуда, который знал, где находится Крест Господень, но скрывать тайну. После долгих расспросов и уговоров его заставили все же признаться. Оказалось, что святой Крест брошен в пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру. Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”.

Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. В это самое время мимо несли умершего для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали Крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но из-за множества народа это было невозможно, и потому все стали просить хотя бы показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: “Господи, помилуй!”

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

В Константино-Еленинском монастыре также есть частичка этой святыни - одна хранится в самом монастыре, и ещё одна – в храме Андрея Критского.

Литургию 27 сентября в храме прпмч. Андрея Критского вел дьякон Виктор Кричкивский, служил иерей Николай Автушенко, исповедовал иерей Алексей Батищев, хор подворья (регент Андрей Алексеев-Борецкий) сопровождал богослужение.

В проповеди по случаю праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня отец Николай сказал о том, что Крест, на котором пострадал Господь наш, Иисус Христос, -это священный для каждого христианина символ Спасения. Но и каждый из нас несет свой крест. У одних несение креста проявляется видимо как болезни, недуги, заботы о ближних, находящихся в тяжелых ситуациях. У других несение креста происходит невидимо как духовная брань со страстями, дурными помыслами, грехами – своими и ближних или предков. Но каждый из нас призван соединить Крест Господень и свой крест, узами любви, смирения, принятия испытаний и благодарения Господу за свое спасение.

«Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое поем и славим!» Так поется в песнопении, которое мы не раз слышим за богослужениями этого праздника. Такое поклонение означает, что мы благоговейно почитаем пришедшего в наш мир Христа, Который умер на Кресте за каждого из нас, даровав Спасение для всего человечества. Из орудия позорной иудейской казни Крест стал настоящим символом спасения для души. Вторая часть молитвы, где славится Воскресение Христово, показывает нам, что за страданиями и смертью идет несоизмеримо большее благо — Воскресение и жизнь вечная.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль