Дорогие братья и сестры! С праздником первоверховных апостолов Христовых Петра и Павла!
Прошло четыре месяца пребывания Церкви Православной в условиях ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса. Закончился апостольский пост, и мы встретили праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла, прославляя Бога, Единого в Троице.
Минувшее время мы прошли в усердной молитве, исполнении своих послушаний и милосердной взаимопомощи. Монастыри, несмотря на понесенные человеческие потери, совершали ежедневное богослужение. Церковная соборность, хотя и в малых масштабах, при этом сохранялась. В богослужении участвовали священнослужители, монахи и миряне: церковнослужители и добровольные помощники.
Прошедший период открыл и «многих сердец помышления». Голоса этих помышлений слышны в новостном интернет-пространстве.
Какие же предварительные итоги очевидны в настоящий день?
Мы учимся применять в своей жизни опыт прославленных во святых подвижников и современных духовных наставников.
Святитель Филарет Московский советовал в 1830 году, во время эпидемии холеры, во-первых, не отрицать существование болезни, во-вторых, в душевном настрое избегать крайностей, в-третьих, применять санитарные меры защиты, а главное, приносить сердечное и действенное покаяние в своих грехах. О свойствах болезни святитель Филарет писал епископу Екатеринославскому Гавриилу 8 января 1831 года: «Не любит она ни излишней дерзости, ни излишней робости, особенно невоздержания: следовательно, учит осторожности, воздержанию, упованию на Провидение Божие».
Священномученик Иларион (Троицкий), попав в угрожавшие жизни условия Соловецкого лагеря, воспринимал их как школу монашеских добродетелей: нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Он не терял благодушия, светлого и ясного восприятия действительности, братского отношения ко всем людям. В одной из своих дореволюционных статей священномученик написал: «Насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настольно же он должен радоваться бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге». Своим жизненным подвигом, состоявшим в самоотверженной защите единства Церкви, священномученик Иларион подтвердил эти слова.
Наши современники, пережившие недавно коронавирусную болезнь, поделились с нами выстраданным душеполезным словом.
Игумения Сергия Дивеевская прошла кризисный момент болезни, читая 90-й псалом, тропарь Архангелам и Иисусову молитву. Сейчас она вернулась в обитель и продолжает исполнение игуменского послушания.
Протоиерей Димитрий Смирнов, возвратившись из больницы, прекратил минимум на три месяца ведение своего интернет-блога, объяснив это необходимостью молчания и молитвы. Протоиерей Владислав Свешников, многие годы возглавлявший в Свято-Тихоновском университете кафедру нравственного богословия, восстанавливаясь после болезни, сказал, что в его сердце есть только два молитвенных слова: «Благо мне, яко смирил мя еси» (Пс.118, 71) и «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13). Он призывал духовных чад сделать содержанием внутренней жизни добродетель смирения.
Это опыт людей, истинно познавших Господа Иисуса Христа в Церкви Его Святой. Будем ценить слова истины и применять их в своей жизни. Не будем обманываться различными лозунгами и идеями, предлагаемыми нам со стороны. Ведь любая идея – из области тварного, а мы должны жить в единстве с Творцом. Как только тварное заслоняет для нас Творца, так сразу становится идолом, и нас делает идолопоклонниками. Враг часто обманывает нас «справа», зная наше стремление к хорошему и правильному.
В нынешнее время глобального своеволия глубокая вера и истинное исповедничество необходимо для жизни в послушании и смирении. Не будем забывать, что мы служим Богу СМИРЕННОМУ, КРОТКОМУ и ПОСЛУШЛИВОМУ. Наше смирение – от осознания греха и немощи, а смирение Христа – от Его всемогущества и любви, но все-таки именно смирение – та точка соприкосновения, в которой открывается нам Господь и его святая воля.
Псалом «Живый в помощи Вышняго» защищал наших солдат на полях сражений за Родину. Следовательно, в той духовной брани, которая предложена нам ныне, спасительными средствами неизменно остаются смирение, покаяние и молитва.