В день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября

 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который так широко отмечается на Руси, не только потому, что святой Андрей, Христа ради юродивый, видевший Божию Матерь " на воздусех", молящуюся за Православных людей во Влахернском храме, был по преданию славянин, русский, но потому, что вера в особое расположение Пречистой Богоматери к Руси очень сильна в нашем народе. В проповеди иерея Дионисия Сизова, который служил Литургию в Константино-Еленинском Монастыре 14 октября, было особенно подчёркнуто то, что только в Русской Православной Церкви праздник Покрова является Великим, хоть и не двунадесятым Богородичным праздником (неподвижного цикла-прим.наше). Этот праздник отмечается также на Святой горе Афон, - одним из главных уделов Божией Матери, и в Элладской церкви, причем 28 октября, совпадая с Днем независимости Греции.

История праздника одновременно и чудесна и парадоксальна.

Кажется, что самое интересное в этой истории то, что именно Покров, греческий праздник, связанный с поражением русов в их осаде Константинополя с моря, (910 г.) стал одним из главных праздников русской церкви. Почему? Все дело в том, что, проиграв сражение на море, русы выиграли нечто большее. Они были свидетелями чуда, случившегося во Влахернском храме близ Константинополе, чуда Покрова Пресвятой Богородицы, который распростерся над собравшимися в храме молящимися людьми, став обетованием их защиты. И когда после этого чуда поднялась буря и потопила корабли осаждавших, событие это потрясло нападавших на город воинов, и вскоре они попросили крестить их – так Православие впервые пришло на Русь. На Руси этот праздник был установлен в XII веке заботами святого князя Андрея Боголюбского. При нем же в 1165 году был построен знаменитый храм Покрова на Нерли.

Отец Дионисий говорил о том, что Пресвятая Богородица являет нам пример жизни христианской, в которой есть место покаянию, прощению, служению Богу. Когда во исполнение слов Самого Господа восстает народ на народ, и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения; когда теснят нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, – Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом.

После Литургии паломническая служба монастыря организовала поездку в Свято-Троицкий Линтульский скит, с экскурсией, которую провела Светлана Григорьевна Замешайлова.

Накануне, 13 октября, прошло Всенощное полеелейное богослужение на городском подворье Монастыря, которое служили иерей Тимофей Ивашкин и дьякон Илия Семин. Пел хор певчих подворья, как всегда прекрасно, с многократным распевом тропаря праздника.

Но поговорим об иконографии этого праздника. Конечно, аргументы о русском происхождении праздника, приведенные выше, звучат убедительно, но есть самые разные предположения о месте его возникновения. Тем нее менее принято связывать начало почитания Покрова на Руси с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди. На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. ( Вспарушенный – или изображающий свод, у которого центральная часть заметно поднята над боковыми, похожими на паруса с ветром). Фигуру Пресвятой Девы сопровождают стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица – в строго фронтальной позе.

Общепринято выделять два основных иконографических извода (или канона – прим.наше) Покрова – так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В суздальском изводе , как видим, Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках, создатель акафиста Пресвятой Богородице. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне находится в Государственной Третьяковской галерее). Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах – базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви.

Покров Богоматери. Лицевая сторона двухсторонней иконы-таблетки из Софийского собора Новгорода. Конец XV в. Новгородский музей-заповедник

В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами.

Икона Покрова Богородицы из Зверина монастыря Великий Новгород датируется 1399г. Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику Епифанию на образ Пречистой Девы.

Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялся ярко-красным цветом, т.к. иконописцы следовали описанию видения в житии святого Андрея, согласно которому простираемый плат был «молнии подобен».

Уже в конце XV века происходит объединение двух иконографических вариантов сцены. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, композиция которой станет образцом для многих памятников XVI столетия, плат над представленной в позе Оранты Богоматерью держат ангелы, а внизу изображается святой Роман. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц: среди присутствующих теперь можно увидеть и византийского патриарха Тарасия (784–806), защищавшего почитание икон Богоматери, и императора Льва Мудрого с супругой Феофаной. Именно в его правление и произошло влахернское чудо.

Таким образом, иконы могут рассказать очень многое. Надо только уметь прочитать их содержание, основываясь на знании исторической и иконографической традиции.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль