В Неделю о Блудном Сыне
Вторая подготовительная неделя к Великому Посту отмечена чтением евангельской Притчи о блудном сыне. Эта история о падении и покаянии касается всех нас. Она показывает путь человека, отказавшегося от Бога и впавшего в рабство страстей, в своей собственной жизни узнавшего гибельную силу греха. Она дает каждому заблудшему «рецепт спасения» - возвращения в объятия Отца. Как многие молодые люди пытаются освободиться от опеки родительской, один из двух сыновей старика взял свою часть наследства и ушел в мир.
В своей проповеди, которой уже много лет, архимандрит Иоанн Крестьянкин рассуждает: «Сын Отчий меньший, сын любимый рвется из-под родительской опеки. Казалось бы, благие желания руководили им, он хотел познать жизнь, хотел свободы для своих сил, ума. Горел намерением сам выстроить свою жизнь. Но в сердце своем он отверг совет и любовь отца. И это был тот первый грех, который, войдя в чистое сердце, омрачил его, открывая путь многим страстям, стерегущим человеческую душу.»
…Любовь Отца, такова, что огорчившись, отец «не огорчает сына отказом, не ограничивает вожделенной им свободы», а выделяет сыну часть наследства.
«Собрав все, мний сын отъиде в страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно» (Лк.15:13). Скоро, очень скоро отчий любимый сын стал сыном блудным. За первым неосознанным грехом нелюбви явились многие его исчадия, и в угаре грехов он дошел до блуда – полного отпадения от Бога – Отца небесного. Ища свободы, он попал в неволю, отвергнув послушание по любви, своеволием стал рабом греха и греха смертного.
Тот же путь проходит всякий грешник. Начинается это прискорбное шествие с помрачения ума, за ним неминуемо следует расслабление воли, затем происходит искажение совести, и как следствие всего этого кончается вражья работа падением – растлением тела. Наступает для падшего страшный решительный момент жизни. Ад уже при жизни готов пожрать свою жертву, но и Господь не хочет смерти грешника и обстоятельствами жизни стучится в омраченное сердце, и дай Бог откликнуться ему на этот Божий зов. «Смотрите, братия,… чтобы кто из нас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:12–13) – предупреждает Господь грешников. Ожесточение-друг отчаянию.
Бедствия вразумили блудного сына, и лишения стали для него тем благом, которые заставили его задуматься о себе и своей беспутной жизни. «В себе же пришед» (Лк.15:17) вспомнил он прошлую жизнь в отчем доме, осознал падение свое, увидел душу свою во мраке греха, и на краю гибели возопил о помиловании.
Вот это и нам – призыв к покаянию. Чтобы начать каяться, мы должны прийти в себя, увидеть свою душу и сердце как бы со стороны. Ведь когда мы грешим, то мы вне себя, безумствуем и не отдаем себе отчета, что творим. Мгла обступает сердце, томление души столь велико, что человек не находит себе места, и близок к отчаянию.
Уподобляясь по жизни свиньям, мы питаемся и пищей для свиней – рожцами, т.е. всяческими подделками и подменами, вплоть до лжедуховности. Блудный сын, голодавший на чужбине, перед грозящей ему гибелью не дал места отчаянию, услышал глас Божией любви, и «в себе пришед». И открылся ему весь путь его падения, начиная со своевольного оставления стези, начертанной Промыслом Божиим до момента падения – мерзостного попрания всего Божьего. Вспомнил он и былую родительскую любовь к нему. Пробудившееся в душе грешника покаянное чувство породило в душе святую решимость припасть к ногам отчим с повинною. «Отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единого от наемник твоих» (Лк.15:18–19). Смиренное и сокрушенное сердце не помышляет о сыновстве, оно рабски просит милости быть только наемником, и уже в этом зрит для себя прощение.
Дорогие мои, точно так же поступит и Отец наш Небесный с нами грешниками кающимися. Покаяние хранит нас для Царства Небесного. Покаяние даровано нам Божиим человеколюбием.
…И нам подобно блудному сыну надо вспомнить и помнить всегда, что у Отца нашего Небесного вдоволь милости и на сынов, и на наемников; и солнце Его светит и на добрые, и злые; и дождит на праведные и неправедные и не умирают во грехах, трудящиеся в дому Его.
Не Бог и Божия благодать оставляет нас, но мы уходим, водимые произволом наших часто неосознанных и даже безумных желаний. Дорогие мои, не будем же медлить, откладывая покаяние.
…И как блудный сын, приклонив в покаянии главу, ожидает только прощения, так и всякий, пришедший от падения, не молит ли только об избавлении от геены огненной. Грешник ожидает немногого, а Бог дарует ему неиссякаемое богатство Своего благодеяния. Грешник только подумал о покаянии, а Отец уже спешит ему навстречу: «прежде, чем ты призовешь Меня, Я скажу: «се приидох» (Ис.58:9). Так случилось с блудным сыном, так случается с нами по сей день. Принося покаяние, мы не слышим слов ответа от Бога, но почти тотчас видим человеколюбие Божие явленное на деле в нашей жизни.
Память о Боге и память о смерти – вот та спасительная узда, что ограждает нас от гибели, дарующая сокрушение сердечное и покаяние, пока мы не достигли еще сыновней любви к своему Творцу…»