О поездке на родину отца Философа игумения Илариона
Долгожданная встреча с игуменией Иларионой (Феоктистовой), настоятельницей Константино-Еленинского женского монастыря, состоялась в августе, а поводом для встречи стала паломническая поездка сестер монастыря в составе группы паломников на родину протоиерея Философа Николаевича Орнатского с 13 по 15 июля 2018 года.
Поездка была частью программы юбилейных мероприятий, связанных со столетием преставления отца Философа Орнатского.
Матушка рассказала, что паломническая группа была относительно небольшая : старший священник монастыря протоиерей Александр Демашкин, сестры монастыря, петербургские потомки отца Философа – внучка Татьяна Константиновна Орнатская и праправнучка Наталья Доброумова в сопровождении их дальней родственницы, Ольги Каракаручкиной, несколько сотрудников монастырских служб. Главной целью было почтить память отца Философа, помолиться соборно в знаковых местах, связанных с именем Философа Николаевича Орнатского, поделиться с земляками о. Философа тем, что известно о его жизни и подвиге в Петербургский период, а также пообщаться с местными краеведами, изучающими жизнь рода Орнатских на Вологодчине. Поездка была долгожданная.
В первый день паломничества группа посетила Череповец и погост Новая Ерга, во второй день состоялось посещение Старой Ерги ( Село Воскресенское) и Козьмадемьянской ярмарки, которая традиционно открывается 14 июля, а в третий день было запланировано посетить город Кириллов и Кирилло-Белозерский монастырь, а также окрестности г.Кириллова.
В Череповце группу сопровождал Михаил Геннадьевич Мальцев – древлехранитель и руководитель паломнической службы Череповецкой епархии, большой знаток истории края и прекрасный рассказчик. Осмотрев достопримечательности Череповца, направились на родину отца Философа , где он родился – погост Новая Ерга. « Там нас ждали,- говорит Матушка Илариона. Путь лежал через село Воскресенское, ранее известное как Старая Ерга, а в двух километрах от этого большого населенного пункта – Новая Ерга, не деревенька, а погост – т.е. место, где есть храм и кладбище. В Новой Ерге и родился Философ Николаевич Орнатский. Здесь в храме служил несколько лет отец батюшки Философа – Николай Платонович Орнатский. Его переводили с места на место, так что вокруг довольно много мест, связанных с семьей Орнатских.
… До этого места шли пешком по лесу, дорога неважная, моросил дождь. Когда пришли, увидели небольшое кладбище, оно и сейчас действует, а храм не сохранился, но рядом в одной версте от погоста Новая Ерга есть деревенька Толстиково и там стоит маленькая часовенка, где висит фотография разрушенного Богоявленского храма. Очень понравилось, что разместили фотографию ,– в этом проявилась и какая-та забота об исторической правде и в то же время, связь времен. Для торжественного освящения Поклонного креста прибыли официальные лица из района - глава муниципального образования и еще несколько административных помощников. Интересно, что до начала обсуждения поездки на родину отца Философа никто из этих людей не знал ровным счетом ничего об отце Философе Орнатском, но как-то чудесным образом было принято решение воздвигнуть Поклонный крест на погосте к приезду нашей группы и освятить его. Крест изготовили большой, трехметровый , чисто технически было не просто доставить его до места установки, ведь лесом по бездорожью пришлось пробираться, но преодолели трудности и сделали это! – восклицает Матушка Илариона. - Установили этот крест на цементном основании. Вот так невольно понимаешь, что отец Философ молитвенной силой, посылаемой нам с Небес, подвигает людей на добрые дела и помогает эти дела совершать во славу Божию! На торжественное освящение Поклонного креста приехали и череповецкие батюшки с певчими, само освящение прошло очень торжественно. Освящение креста совершил отец Михаил, который окормляет несколько храмов Череповецкого района. Ему сослужил отец Александр Демашкин.
Михаил Геннадьевич Мальцев рассказал интересный факт о том, что когда-то на месте погоста был мужской монастырь, Богоявленский, довольно древний, достаточно сказать, что его упразднение произошло в 18 веке. Но храмы оставались, только земли и храмы были приписаны к Кирилло-Белозерскому монастырю, но в них даже продолжали служить иеромонахи, так что погост сформировался на месте монастыря. Был монастырь и было кладбище, оставалась церковь, так и получился погост.»
Матушка Илариона немного отвлекается от рассказа о поездке, и замечает, как важно выезжать в такие удаленные уголки, где когда-то горел огонек молитвенной жизни – там, на месте, встречаясь с энтузиастами и знатоками истории края, можно узнать такое, чего никогда не узнаешь в столичных архивах. « В наших архивах питерских в документах просто сказано –место рождения Философа Николаевича Орнатского: погост Новая Ерга, а тут вон какие интересные открываются факты!»
Матушка продолжает: « День уже близился к вечеру , и мы переехали в Старую Ергу, где нам был организован ночлег. Старая Ерга или село Воскресенское, - старинное, большое. Оно упоминается в летописях с 15 века. Сейчас там живет около тысячи человек, - добротные дома , есть две школы, одна общеобразовательная, а вторая коррекционная школа. В общеобразовательную школу нас и пригласили на ночлег, и что понравилось – школа аккуратно отремонтирована, произвела хорошее впечатление. Видно, что детей обучают труду, что очень отрадно для воспитания и далеко не везде практикуется.
В Воскресенском нам предстояло 14 июля побывать на открытии Козьмадемьяновской ярмарки. Интересно название ярмарки – оказывается, в селе было два храма - большой – Воскресенский, где до его разрушения, было два придела, один из которых был посвящен святителю Николаю, а главный – Воскресению Христову . Этот храм был каменный, а вторая церковь – деревянная –была посвящена святым целителям Косме и Дамиану, память которых и совершается 14 июля. Оба храма разрушены, но есть небольшая часовня в селе, и программа была составлена так, чтобы нам побывать на литургии в часовне и затем посетить открытие ярмарки.
Утром мы пришли на Литургию в часовню ( она освящена во имя Святителя Николая, и выстроена уже в новое время). Часовня небольшая , но в ней было все необходимое для освящения Святых Даров и Литургии. Часовня построена очень добротно, ведь местные строители прекрасно знают и чувствуют дерево и умеют с ним работать. Литургию служили отец Александр, секретарь Череповецкой епархии, благочинный этого района - отец Константин, настоятель, отец Михаил и наш батюшка, отец Александр Демашкин. Пели певчие нашего сестринского хора и их хора, в целом была очень достойная служба. Но прихожан было мало, в основном женщины. В обычные дни храм по большей части закрыт, т.к. при нехватке священников службы в храме проводятся редко, по определенному расписанию. Отрадно, что в этот день было несколько семей, которые пришли креститься! Т.е. пришли именно семьями на Литургию, - уточняет Матушка Илариона, - не только детей крестить, но и взрослые хотели креститься. Так что после Литургии состоялось еще и Таинство крещения. Потом разговорились, - хорошие светлые люди, простые, открытые.
В 12 часов состоялось торжественное открытие Ярмарки, на котором выступили официальные лица, нам предоставили слово, также выступила Татьяна Константиновна Орнатская, а потом начались выступления фольклорных коллективов, приехавших со всех районов. Творческих коллективов довольно много, да и в самом Воскресенском есть свой Фольклорный театр. На ярмарке проходило общение со старожилами, здесь видно, что традиционные ремесленные промыслы – поделки из дерева, изделия из кружева, фермерские продукты: масло, мед, все, чем славится Вологодская земля, - все живо и передается из поколения к поколению. К сожалению, не было времени осмотреть всю ярмарку, но общее впечатление было очень хорошим.
Потом мы поехали в деревню Поповка, это совсем недалеко от Воскресенского, - там тоже были когда-то родственники отца Философа. Конечно, это посещение было более печальным, поскольку заметны следы разрухи и упадка, и жителей всего человек 50. Нам рассказали, что была и ферма здесь, и производственные цеха были, но сейчас все пришло в нестроение, дома по большей части пустуют. На лето приезжают выходцы из этих мест, но постоянно живущих людей очень мало. Был когда-то и храм, Рождества Пресвятой Богородицы, разрушенный так, что остались только голые стены, а внутри храма в советское время была Машинно-тракторная станция.
Нас ждали три бабушки, они рассказали, что обрабатывают огороды, что в деревне есть почта и отделение Сбербанка. Поделились, что во время последних выборов в марте 2018 года из 36 деревень района избирателей набралось только 118 человек! Такая вот печальная статистика.»
Матушка замечает, что конечно, Череповец – очень богатый город, где есть такое мощное предприятие как Северсталь, но вызывает сожаление, что глубинка , где раньше кипела жизнь, теперь в таком упадочном состоянии. Матушка говорит: « Конечно, хорошо ездить по России, большая страна, много у нас красивых мест, здесь на Череповецкой земле поля цветущего иван-чая. Куда бы мы ни приезжали помолиться, как запоет хор, откуда-то появляются люди, слушают молебен, потом общаются.
По пути мы еще заехали в одну деревню на могилу пресвитера Александра Желобовского, где был Троицкий храм когда-то, но там сейчас вообще все заросло травой, полное запустение. Там мы помолились на могиле отца Александра, который был выдающимся деятелем, учился, как и о. Философ Орнатский, в Кирилловском Духовном училище. Наверняка, они были знакомы с о.Философом, во-первых, как земляки, а во-вторых, как активные религиозные деятели. Вот такой был у нас насыщенный второй день.»
Третий день паломничества был посвящен Кирилло-Белозерскому монастырю и знакомству с окрестностями г. Кириллова. « Расстояние до Кириллова где-то 60 км. Кирилло-Белозерский монастырь тоже связан с о.Философом, т.к. там в Успенском соборе похоронен его знаменитый родственник , епископ Амвросий Орнатский, основоположник церковно-исторической науки в русском богословии. Владыка Амвросий жил на покое в Кирилло-Белозерском монастыре в начале 19 века. Сейчас его мощи находятся под спудом, мощная плита закрывает место его упокоения. О.Философ учился в Кирилловском Духовном Училище, конечно, бывал на могиле своего предка.
Кирилло-Белозерский монастырь действующий, там есть братия, хотя монахов немного, но этот монастырь всегда был и остается оплотом веры в северо-восточных землях России. Службы идут неспешные, хор поет песнопения знаменным распевом, храм и росписи древние, все создает особый дух молитвенный. Кстати, это самый большой по занимаемой площади монастырь. Впечатляют стены монастыря, высокие, многослойные, потому что стены надстраивались, наращивались. Монастырь очень посещаемый, в нем ведется активная реставрация. Очень много храмов на территории монастыря – целых 11, есть музейные экспозиции, некоторые довольно необычные, например, экспозиция старинных лодок, но есть исторические объекты - келья патриарха Никона, келья Кирилла Белозерского, ну и в музейной коллекции много старинных прекрасных икон. У нас была экскурсия, во время которой мы обозревали монастырь со стороны двух озер, которые расположены на его территории.
После обеда часть нашей группы осталась в монастыре, а нам с сестрами хотелось еще посетить Ферапонтов монастырь и Воскресенский Горицкий женский монастырь. Эти монастыри находятся совсем недалеко : в 20 км от Кирилло-Белозерского монастыря – Ферапонтов монастырь, а в другую сторону от Кириллова, в 6 км, – Горицкий монастырь.
В Ферапонтовом монастыре – совершенно потрясающие росписи Дионисия и его учеников. Ферапонтов монастырь посвящен Рождеству Богородицы. И правда, - в храме Рождества Богородицы чувствуется особая чистота и легкость. Это мужской монастырь, он знаменит древним происхождением – действует с конца 14 века, и в нем находятся уникальные фрески, выполненные Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром. Это единственное место в России, сохранившее столь древние фрески, созданные величайшим живописцем своего времени. Храм Рождества Богородицы и церковь прп.Мартиниана , - действующие. В последнем находится надгробие, отмечающее место погребения св. Мартиниана Белозерского. Там мы помолились тоже.
А Воскресенский Горицкий женский монастырь, который мы также посетили с сестрами, был нам интересен по особому поводу. Известно, что эта обитель, основанная для отправленных в ссылку и принявших монашество знатных особ , была когда-то весьма процветающим монастырем, которому многие богатые люди делали щедрые пожертвования, так что здесь было крепкое хозяйство и основательные храмы и корпуса для сестер. Нам важно было совершить паломничество в этот монастырь, потому что настоятельница и основательница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге, (откуда как из духовной родины вышли некоторые сестры нашего монастыря), игумения Феофания (Готовцова), была монахиней Горицкого монастыря, но решением государя Николая Павловича была призвана на служение в Санкт-Петербург. Ныне Горицкий монастырь находится в довольно плачевном состоянии, хотя он существует уже более 20 лет после возобновления монашеской жизни здесь . В монастыре живут только две насельницы. Несколько храмов монастыря, корпуса и ограда требуют основательной реставрации. Главный храм - Воскресенский – закрыт. Троицкий храм на территории обители - действующий, он является местом паломничества. Также действует домовый храм в келейном корпусе. Прихожане - люди из ближайшей деревни, но их немного.
Монастырь является объектом паломничества, он стоит на берегу Шексны – это широкая, судоходная река, по которой ходят речные и пассажирские суда, и вид с реки на монастырь совершенно прекрасный, так что паломники здесь частые гости, да и в самом монастыре есть все для монашеской жизни. Мы тоже помолились здесь, пели песнопения, но надо было возвращаться – нас ожидала дорога домой...
Мы уезжали одухотворенные этими святыми местами, напитавшись скромной красотой, которая присуща природе этой земли, где маленькие цветочки, пробивающиеся сквозь расщелины в камне, имеют силу, чтобы цвести, невзирая на холод и скоротечность летнего тепла, и поля этих цветов создают мощный покров земле, давшей нашей Церкви такие светочи духовной красоты, как отец Философ Орнатский.
(Беседу записала Елена Евдокимова)