Праздник Крещения Господня
Праздник Крещения Господня отметили в Константино-Еленинском женском монастыре Всенощной службой 18 января и праздничной Литургией 19 января, как и во всем Православном мире.
История праздника Крещения
Праздник Крещения начали праздновать еще в апостольские времена, но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Отголоски единства праздников Рождества и Крещения можно найти в богослужении — ведь у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.
Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником, т.к в первые века христианства на Богоявление появилась традиция крестить новообращенных, которых называли оглашенными. В знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым, этот день часто называли «днем Просвещения» и тогда же складывается традиция освящать в этот день воды в водоемах.
Об этом пишет святой Иоанн Златоуст в своей Беседе О славе, получаемой в Крещении… (из Беседы 7 на Второе послание к Коринфянам): «Как скоро мы крещаемся, то душа наша, очищенная Духом, делается светлее солнца, и мы не только бываем способны смотреть на славу Божию, но еще и сами получаем от нее некоторое сияние…».
В этот праздник читается Евангелие о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка — Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа. Иоанн крестил людей крещением покаяния и во оставление грехов. Но безгрешному Господу незачем было очищаться от грехов. Отсюда и недоумение Иоанна. «Иоанн крестил людей в Иордане и говорил: Идущий за мною сильнее меня (Мф 3:11).» «Пришедшему же к нему Христу он сказал: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду…» ( Мф, 3:13-15).
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал о Крещении Христа в реке Иордан, объясняя довольно загадочные слова из цитируемого евангелия, следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».
Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус — не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название — Богоявление.
В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Русская Иордань в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, леса, снегов, наметенных вьюгой, — это все же святое место, и в момент погружения в нее исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.
В этом году зима на Крещение не была очень сурова. Льды реки Сестра возле монастыря в поселке Ленинское растаяли, но в темноте бурная река приняла молебное освящение своих вод и стала купелью для Крещения.
«Почерпнув воды в полночь…»
Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.
Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие — один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах.
Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
Наш народ очень любит этот обычай, и всякий раз, когда священник с хором читает молебен на освящение воды, люди присоединяются к водосвятию с радостью, а после просят окропить их святой водой, и улыбаются как дети, когда святые брызги попадают на лицо и одежду. В Константино-Еленинском монастыре есть храм Рождества Христова. Он совсем небольшой. Там в основном крестят младенцев, и каждый год именно в этом храме проходит Великое освящение воды в канун праздника Крещения.