Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября
Никогда не перестает человеческое сердце молиться Божией Матери, прибегать к Ее святому Покрову и помощи. Многие святые отцы современности восхваляли заступничество Пресвятой Богородицы и в своих проповедях воспевали Ее любовь к людям.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое мы получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне (имеется в виду праздник Покрова. Прим. автора). Ибо с тех пор, как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова, — это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так — Мать и чадо!»
Святитель Николай Сербский даже в письмах к своим чадам и простым людям, которые обращались к нему с вопросами, отмечал: «Блаженны вы, избранные граждане державы Богородицы» — вот как он называл всех православных.
В проповедях он говорил: «Светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы! Он свидетельствует нам о великой славе, которой увенчана Пресвятая Божия Матерь на небесах. В этот день Она явилась в небесной славе, и люди увидели ее и возрадовались. Она держала в руках чудный покров, чтобы показать, как Она покрывает от всякого зла и защищает людей. Двойная радость для нас в этом празднике, — одна в том, что мы видим великую праведницу и страдалицу в земной жизни, увенчанную такой небесной славой, а другая, — что Она, пребывая на небесах, внимательно заботится о христианах, о наследниках Сына Ее и Бога.»
Эта традиция почитания Божией Матери очень сильна у всех православных народов. Святитель Николай Сербский писал: «Это особое признание (Божией Матери) за то, что Она воюет против зла в мире и побеждает его». И в молитвах к Пресвятой Богородице поется: «К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Пренепорочная!»
Конечно, праздник Покрова Пресвятой Богородицы приобрел символическое значение. Но есть и исторические события 10-го века, которым посвящен этот праздник. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил в одной из проповедей по случаю праздника Покрова Пресвятой Богородицы: «Память нынешнего праздника, Покрова Матери Божией, сохранена с X века, когда в годину бедствия, нашедшего на греческое государство, гибель его была предопределена всем ходом событий "и не имам заступающаго". Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, обложило Константинополь с единственной целью стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной, жителей же предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их.
Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Это была последняя и единственная надежда.
Представьте, как молились они, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже веяло дыханием смерти. Все земное забыто, впереди — дверь в вечность и мученическая насильственная смерть на пороге.
Глубина покаянного чувства сокрушения о грехах, причиной которого явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее блистающий паче лучей солнечных омофор становится Покровом от грядущей на них беды.
Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, правде и истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его Епифаний.
"Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят" (Мф. 5:8). Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, покаянием очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело — враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение.
А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: "Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором".
Покров Пресвятой Богородицы. Современная русская икона
Святитель Николай Сербский словно продолжает этот лейтмотив радости о Матери Божией: «И если Она радует нас Своей защитой, Своими явлениями, и прежде и теперь и всегда, должны и мы, братья, Ее радовать. Мы воистину можем принести радость Пресвятой Богородице. Вы спрашиваете как?
Если мы веруем в Сына Божия и Сына Девы Марии, мы радуем Богородицу.
Если мы любим Его так, как Она любит нас, мы радуем Богородицу.
Если мы соблюдаем заповеди Христовы, этим мы радуем Ту, Которая родила Господа Христа.
Если мы каемся в своих грехах, Она радуется с ангелами и всеми небесными силами Божиими. Ибо сказал Господь – "...на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15:7).
На иконах, изображающих Божию Матерь с омофором, символизирующим Ее святой Покров, Она всегда смотрит с тихой грустью, готовая к утешительной улыбке. «Это лик Победительницы, пережившей всю горечь страданий и боли, Которая теперь может помочь всем, кто борется со страданием и горем. <...> Об этом лице нельзя сказать, что оно отличается человеческой земной красотой <...> Оно излучает небесную красоту, которая являет себя только в святости.»
(Свт. Николай Сербский. Миссионерские письма. Письмо 63.)