Об Успении Богородицы
Успением Богоматери оканчивается годовой цикл основных христианских праздников. Именно Богородичный праздник венчает христианский год. Есть ли в этом особое значение? Разум наш на уровне бытовых понятий недоумевает: что празднуется на Успение? Ведь на первый поверхностный взгляд, в этот день произошла кончина Божией Матери - событие скорбное.
В церковной жизни многие вещи нами переосмысляются. В успении ("отхождении ко сну " - так интерпретируется значение слова "успение"), Богородицы происходит " осуществление того, что было сделано Христом для всего человечества во время его страданий, воскресения, вознесения и ниспослания Святого Духа на апостолов. То есть такой конец человеческой жизни, который является полным и всецелым "обожением" — вхождением человека в жизнь в Боге", — объясняет в интервью РИА протоиерей Максим Козлов, возглавляющий Учебный комитет РПЦ, профессор Московской духовной академии. Т.е. прохождение через все двунадесятые праздники, Господские и Богородичные, определяет христианский цикл жизни, в течение которого происходит изменение человеческой духовной природы, приближающее его к Жизни Вечной.
По преданию, после того, как тело Богоматери положили в гробницу, апостол Фома, которого не было на погребении, ( он прибыл в Иерусалим лишь через несколько дней), поначалу сомневался в свидетельствах других апостолов, что Сам Христос вместе с ангелами забрал душу Своей Матери. И Фома направился на место ее погребения, но Девы Марии там не обнаружил… В иконографии Праздника Успения Богородицы как раз и представлен Христос, держащий в руках крошечного спелёнутого младенца-образ души Почившей. Тихой у Богородицы была не только кончина, но и вся жизнь. Она, согласно преданию, была "молчаливым средоточием первоначальной Церкви": не проповедовала, не записывала учение Сына, не управляла общиной, хотя и пользовалась большим уважением. Предание сохранило память о том, что Божия Матерь после воскресения Христа жила либо в Иерусалиме, либо в Ефесе, в доме апостола Иоанна Богослова, которому сам Христос перед смертью поручил заботиться о ней.
"Чисто по-человечески понятно, что город, где проходила проповедь ее Сына, где Он был распят и воскрес, был тем местом, откуда Её материнское сердце не могло надолго отлучаться", — говорит протоиерей Максим Козлов.
Память о Богородице постаралась сохранить иерусалимская христианская община.
Согласно мнению доцента кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Константина Польскова, есть категория очень древних текстов, которые не вошли в Священное Писание — это апокрифы. И в некоторых из них содержится жизнеописание Богоматери от рождения до смерти. Эти апокрифы восходят к самому началу христианства, и на них основано учение Церкви о Божией Матери", — поясняет о. Константин.
Богослужения в праздник Успения составлены как раз на основе свидетельств первых христиан, они воспроизводят евангельские события. Накануне праздника на Всенощной службе совершается особый чин выноса Плащаницы, символизирующий Успение Богоматери. Перед установленной в центре храма плащаницей —( часто это вышитая руками золотошвеек икона, на которой изображена лежащая во гробе Пресвятая Дева), — поются особые песнопения о ее жизни, смерти и помощи христианам. Как правило на следующий день после праздника Успения, совершают Чин погребения. Иногда Чин погребения проходит во время Всенощной службы в самый день Праздника Успения. Вся неделя после самого праздника посвящена попразднеству Успения Богородицы.
Хоть и скудны сведения о жизни Той, Которая родила Свет миру, но есть одна фраза, приписываемая Самой Пресвятой Богородице и засвидетельствованная апостолами, которые собрались вместе на трапезу ( после того, как апостол Фома пришел в гробницу и не обнаружил там тела Богородицы). Тогда к ним явилась Дева Мария в окружении ангелов и произнесла: "Радуйтесь! Я с вами — во все дни до скончания века". Всенощная Служба Успению Пресвятой Богородице очень торжественная и богатая песнопениями, прославляющими Божию Матерь. Удивительно светлые чувства рождаются во время этого богослужения. Успение Богоматери было не скорбное, но радостное, ибо душа Ее переселилась в Небесные Чертоги и встретилась с Сыном Божиим.
В тропаре поется:
В Рождестве девство сохранила еси// во успении мира не оставила eси, Богородице,//
преставилася eси к животу,
Мати сущи Живота,//
и молитвами Твоими избавляеши
от смерти души наша.//
Православные (греческие) песнопения обращаются к Богородице в свете догмата о Воплощении Бога Слова. Они размышляют о той роли, которая принадлежит Ей в этом величайшем чуде, они созерцают невероятность происшедшего, о чем постоянно напоминают богородичные гимны.
Как ни парадоксально это звучит, но хвалебное песнопение, посвященное Божией Матери, - некое подобие огромной словесной ''вышивки". Излюбленная риторическая фигура, которая часто используется в гимнах о Богородице: оксюморон - соединение несоединимого - показывает непостижимую тайну Девы Марии: «Невеста неневестная». Песнопения открывают созерцание вещей непредставимых: девица становится матерью, оставаясь девицей; женское чрево вмещает Того, Кого не вмещает звездный мир и все творение; смертное, сотворенное человеческое существо рождает «жизнь бесконечную». Авторы гимнов, прославляющих Богородицу, как будто старательно умножают целый веер «невозможностей», следующих из самого именования: Богородица.
Праздник Успения Богородицы как раз и позволяет нам во время богослужения, вслушиваясь в песнопения, погрузиться молитвенно в это созерцание Чистоты, Любви, Света, соединившиеся в образе Пресвятой Девы, и радоваться Ее Небесному преселению и покровительству, имея веру,что Она молится о нас, земных .