Пастырские послания апостола Павла и их значение в учении о домостроительстве Церкви

У апостола Павла есть послания, которые называются "пастырскими". Они адресованы к Титу и Тимофею. Оба были его учениками, сопровождавшими апостола Павла в его миссионерских походах. Святитель Тит является апостолом от 70-ти, которого призвал на этот служение и рукоположил сам апостол Павел. Святой Тит пришел к вере во Христа своим путем, в возрасте 20 лет его посетило во сне видение, и по призванию голоса, который он услышал во сне, он оставил занятия греческой философией и начал изучать Священное Писание. Он стал искать спасения в вере. Было ли что-то особенное в Тите, что Господь призвал его на служение?

Да, было. Послание к святому Титу отсылает нас к жителю острова Крит, принадлежавшему высшей знати острова. О нем известно, что он был ученым мужем, сохранявшим целомудрие, избегавшим всяческих излишеств. Святой Тит знал о Господе Иисусе еще до появление на Крите апостола Павла. Именно дядя святого Тита, который был проконсулом, управлявшим Критом, поскольку Крит был провинцией Римской империи, снарядил своего племянника на Святую Землю, чтобы тот собрал побольше сведений о Господе Спасителе, о котором шла молва как новом великом пророке. И вот, достигнув Иерусалима, свт. Тит оставался там некоторое время, присутствовал при входе Господа в Иерусалим и даже был свидетелем Его крестных страданий. Святой Тит искренне уверовал во Христа Иисуса еще до своего крещения. Крещение же его состоялось как эллина без обрезания, о чем апостол Павел упомянул в послании к Галатам 2:3 «Но они и Тита, бывшего со мною, не принуждали обрезываться». В дальнейшем свт. Тит не раз выступал в качестве посланника апостола Павла, выполняя его поручения в разных провинциях обширной Римской империи. В дальнейшем святой Тит был рукоположен в епископа острова Крит. Он прославился и чудотворениями. В г. Ираклион находится храм в его честь, где хранятся его святые мощи, множество икон с его изображением, глубоко почитаемые соотечественниками. Святой святитель Тит прожил долгую жизнь и по словам свт. Феофана Затворника почил в возрасте 94 лет.

Святитель Феофан немного рассказывает о том, как появились христиане на Крите. "Как зашло христианство в Крит?- спрашивает он.- ( Введение к Толкованию посланий апостола Павла. Стр.32. М., 2005 г.)

«По предложенному уже сказанию о святом Тите, оно взыскано самими критянами и принесено к ним святым Титом, посланным для взыскания его. Святой Тит, искренно уверовав, и в критянах, конечно, засеменил (т.е. "посеял, бросил семена" )такую же веру. Она могла подтверждена и умножена быть бывавшими в Иерусалиме иудеями – и уверовавшими там в Господа под действием Апостольского слова. Чтобы внесть к ним и крещение, допустим, что святой Тит,– или из Коринфа, (во второе Апостольское путешествие святого Павла), или из Ефеса – в третье, или в то и другое,– был послан в Крит, и по собственной ревности, и по желанию Апостола, и установил там крещение, распространив вместе с тем и святую веру по всему острову.»

Святитель Феофан рассуждает, зачем нужно было писать такое послание своему ученику, когда он совсем недавно оставил его, пустившись в очередное путешествие. И делает предположение, что он, возможно, не договорил с Титом о каких-то важных делах, и пишет послание, чтобы придать вес его положению христианского учителя на острове среди его соотечественников. При этом он указывает" Апостол Христов- то же для христиан, что для ветхозаветных - Пророк". Таким образом он дает поддержку авторитету своего ученика среди критян, понимая, как это было необходимо для миссии святого Тита. Считая, что Господь призывает избранных к вере, он различает понятие «избранные» и «призванные».

«Кто такие " избранные"? – спрашивает он. ( Там же, стр. 42) « Древний Израиль был избран в народ Божий из всех народов. .. .Новый Израиль составляется не из одного народа, но из всех народов, не исключая и иудеев. Избираются таковые посредством призывания к вере.» ( Новый Израиль - это все народы и нации, принявшие христианство). Призвав к вере, апостол не бросает обращенных в веру на произвол судьбы, но печется о них, наставляет, чтобы они стали истинными христианами по вере. Святитель Феофан останавливает наше внимание на высказывании: " Я, -говорит,- Апостол, поставленный проповедовать Евангелие и приводить к вере, и по вере - к уразумению истины". Вера первоначально дает только общее начертание истины. Точнейший облик ее с чертами осязательными и приложением к частностям, приемлется и постигается потом в продолжении жизни в духе веры". ( там же, стр. 44)

Мы постигаем, что апостол Павел в послании к Титу показывает путь к вере во Христа многим народам, он освобождает от некоторых условностей для вхождения в веру , расширяя границы для множество избранных и призванных к вере и не ограничивая их только иудейским народом, показывает, почему крещение во Христа для «необрезанных» допустимо и не умаляет значения их принадлежности к христианам.

Толкования на апостольские послания Феофана Затворника были завершены в 1882 году.

Теперь важно перейти к некоторым деталям содержания, на которые указывает Павел в своем послании к Титу. Они дают представление о том, как происходило домостроительство Церкви в первые христианские времена.

В Предисловии к Посланию апостол указывает на то, что Тит - его духовное чадо, потому что говорит, что он - чадо по вере во Христа, христианин. Тит называется сыном Павла, потому что Павел его крестил. Он говорит о нем, как об истинном сыне, потому что во всех вопросах Тит и чувствует, и поступает, и думает, как Павел. Называя Тита истинным, он как бы подразумевает , что есть и не истинные, но все же чада, значит, это те, кто, получив благодать, не стали верными своему наставнику, ибо отдали себя во власть другого властителя душ ( понятно, какого). Павел предостерегает, что « с теми», т.е. не истинными, даже есть и пить вместе нельзя. Зачем Павел показывает духовное родство с Титом? - Святитель Феофан говорит, что это нужно для того, чтобы вселить в него уверенность в досягаемости поставленных целей, ради которых Павел рукополагает Тита на епископство. Тем не менее все толкователи этого апостольского послания указывают, что Тит был свидетелем всего того, что успел Павел совершить в Крите в вопросах домостроительства Церкви, так что Титу осталось только развивать начатое дело и довести его до совершенства.

В этом послании говорится о необходимости "поставить пресвитеров" в каждом городе, которые будут воспитывать новообращенных христиан в духе истины. Здесь Павел рассказывает, какими должны быть эти священные чины, почему так важен пресвитерский чин в Церкви: " Без него ни учение, ни таинства, ни другие все порядки должным образом исполняемы быть не могут." - заключает свт.Феофан ( стр. 62 " Толкование Посланий апостола Павла" М., 2005 г ). Можно предполагать, что кого-то из священников для Критской церкви Павел рукополагал сам, а кого- то должен был рукополагать Тит. Но что касается того, что именно и как надо было доделать и исправить в Критской церкви, определил, конечно, же сам апостол Павел. Интересно, что в этом Павел проявил себя как свободный от ревности в выполнении начатого дела наставник: он делегирует право реализовать начатое дело своему последователю и ученику, своему духовному чаду, руководствуясь только одним - пользой дела, главный критерий здесь - польза.

Нельзя не обратить внимания на то, что личность самого Павла в его посланиях имеет весьма явные очертания. То он дипломат со своими противниками, то он друг и знаток традиций тех, среди которых миссионерствует, то он изумлен чуду избавления от уз, то назидателен в своих прозорливых высказываниях. Поэтому так интересно читать послания, что они передают нам характер одного из тех учеников христовых, чья жизнь была настоящим миссионерским подвигом.

В 1 ой гл. Послания к Титу апостол показывает те нравственные качества, которыми должны обладать пресвитеры, чтобы считаться достойными принятия священного сана. Он может быть и семейным и свободным от уз брака человеком, но должен быть непорочен, чтобы никто его не мог ни в чем укорить. Если рукополагается человек семейный, имеющий детей, то и дети должны быть чисты, благоразумны, по-доброму воспитаны.

Некоторое совпадение смыслов в словах « пресвитер» и «епископ» присутствует в послании Павла к Титу. Очевидно, пресвитер является более широким по значению словом, синонимом слова « священник», а епископ – это тот, кто является наставником и для пресвитеров, т.е. более высокий по чину священник. Поэтому требования к нравственному облику епископа гораздо серьезнее.

Павел говорит, что поставляемый на епископство должен быть и в церковной жизни безукоризнен, потому что не может по-другому воспитывать и окормлять вверенных ему чад, укреплять их в Божественных истинах, не будучи сам добрым и преданным Христу.

Указывает также Павел и нравственные критерии для того, кто рукополагается в епископы. Он не должен быть гневлив, не может быть склонен к ругательству, к излишествам в еде, не должен иметь пристрастия к вину, не должен придираться к пасомым. «Ибо ничто так не возбуждает презрения, как оскорбление, ибо наносит вред оскорбителю, а не оскорбляемому. Слово епископа должно быть исполнено всякого благочестия, напоминать грешникам о страшном суде и быть чистым от всякого оскорбления».

Павел указывает в 1 главе 8 стихе на те качества, которыми должен быть «украшен» епископ: он должен быть страннолюбивым, должен быть боголюбец, целомудрен, праведен, преподобен и воздержателен.

Страннолюбив – значит, должен принимать у себя пришельцев из далеких местностей.

Боголюбец значит таков, что никого не смущает, независтлив, ревнитель всяким добрым делам.

Целомудрен - быть чистым от плотских грехов, возможных и при супружеских узах, или даже совсем воздерживающимся от супружеского долга, как это потом было узаконено Соборами для епископов.

Праведен – значит, нелицеприятен в отношении к разным людям, по выражению блаженнейшего Феофилакта. Соблюдать правду, воздавать каждому, что он заслужил.

Преподобен – значит, не упускает ничего, что выражает любовь к Богу, ничего, что обязательно в отношении Бога.

Воздержателен – значит, избегает действия всякой страсти. «Воздержание поставлено у апостола Павла в числе плодов Духа Святого» - так заключает святитель Феофан Затворник.

В следующей части 1ой главы Послания к Титу речь идет о том, каких следует придерживаться правил, в случае распространения кем-либо неправедных мыслей. Это по сути разговор о том, как должен поступать епископ, если ему приходится столкнуться с распространением ересей.

Эта тема заслуживает отдельного разговора, поэтому мы обратимся к нему в следующей части нашего обзора пастырских посланий апостола Павла.

Пожалуй, только в пастырских посланиях Павел выступает так прямолинейно, являясь планомерным исполнителем воли Божией в деле Церковного строительства. Церковь должна была быть едина по своему устройству, не могло быть в одной провинции церкви, устроенной по одному образцу, а в другом месте – по-другому. В этом смысле Пастырские послания апостола Павла уникальны. В других же посланиях он раскрывает христианское вероучение, иногда критикует церкви разных провинций за несоответствие, иногда хвалит, иногда обличает резко и нелицеприятно. Но Павел- живой человек, не лишенный каких-то слабостей, и из глубины времен обращает к нам свое духовное лицо и учит, как нам жить со Христом в миру, как понимать любовь, как нести тяготы и как воспитывать терпение, стяжать смирение и познать Любовь Божию. На вопрос, как?, он отвечает – в Церкви Христовой.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль