Сретение Господа Иисуса Христа в свете учения о сонмах пророческих и сынах пророческих
Святитель Иларион ( Троицкий) архиепископ Верейский, о пророческих сонмах, пророческих школах и сынах пророческих в библейско-историческом этюде «Ветхозаветные пророческие школы».
В Событии Сретения Господня участвуют помимо Богородицы и Младенца Христа, святой Иосиф Обручник, а также Симеон Богоприимец вместе с Анной Пророчицей.
Святитель Иларион в своем богословском труде «Ветхозаветные пророческие школы» подробно рассмотрел вопрос о сонме пророков и сынах пророческих, о которых говорится в Священном Писании Ветхого Завета. Нам интересен этот труд, т.к. в Ветхом Завете в разных пророческих книгах находятся указания на рождение Агнца, появление Великого Иерея, Божественной Отрасли. Кроме того, нам представляется важным на основании события Сретения, произошедшего в Иерусалимском храме, показать глубокую связь между Ветхим и Новым Заветом, ибо в самой встрече Симеона Богоприимца и Богомладенца символически представлена связь Ветхого и Нового Заветов и приемственность событий, описанных в Священном Писании.
Святитель Иларион дает широкую палитру образа пророческого сонма и сынов пророческих, описывает на основании Священного Писания, когда и где появились первые упоминания о них. Приведем некоторые выдержки из этого труда, которые сделаны согласно источнику.
«Специальной речи о пророческих школах самих по себе в Библии нет.
Мы встречаемся с сонмом пророческим в истории гонений Саула и Давида. «Донесли Саулу, говоря: вот Давид в Навафе в Раме. И послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать. Донесли об этом Саулу, и он послал других слуг, но и эти стали пророчествовать. Потом послал Саул третьих слуг, и эти стали пророчествовать. ...Саул сам пошел в Раму, и дошел до большого источника, что в Сефе, и спросил, говоря: где Самуил и Давид? И сказали: вот в Навафе, в Раме. И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме. И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: «неужели и Саул во пророках» (Ьаnebiim) (1Цар. 19, 19–24)?
В приведенных словах мы имеем первое по времени библейское свидетельство о двух сонмах пророков: один встретился Саулу около «холма Божия». Под этим холмом разумеют холм, на котором был расположен город Гива, упоминаемый немного ниже (см.: 1Цар. 10, 26). В русском переводе Библии собственное имя Гива переведено через «холм Божий». Другой случай относится уже к последним дням жизни Самуила, и в этом случае мы видим более организованный сонм пророков, во главе которого стоит Самуил и который имел постоянное местопребывание в Раме, к северу от Иерусалима, в колене Вениаминовом.
Но напрасно смотреть на сонмы или школы пророческие как на особых посланников Божиих, какими были пророки, и видеть всю их сущность во внешней деятельности, не задумываясь над их внутренней жизнью. Как «сонмы» благочестивых людей, ревнителей не только общественного благочестия, но и личного прежде всего, пророческие сонмы естественны и необходимы во всякие времена и при всевозможных исторических обстоятельствах. Изменившиеся к худшему исторические обстоятельства могли только побудить самозаключенные пророческие «сонмы» выступить на арену общественной деятельности.
Мы видим сонм пророческий существующим при самом учреждении царской формы правления (см.: 1Цар. 10, 5, 10). Можно также обратить внимание на то, что при втором упоминании о сонме пророков, пророчествовавших под начальством Самуила в Раме (см.: 1Цар. 19, 19–20), сонм представляется имеющим определенно сложившуюся организацию, а это заставляет искать его начала во времена раннейшие (т.е.более ранние. Прим.наше) Да и при первом упоминании о сонме пророков его существование представляется вошедшим в народное сознание как обыденный факт, не вызывающий никакого изумления.
Историей жизни Самуила библейские сведения о пророческих школах древнейшего времени оканчиваются. Во 2-й книге Царств совершенно нет никаких упоминаний о пророческих школах, нет и в 3-й книге, кроме мимолетного единственного замечания в 20, 35 (3Цар. 20, 35). Только в 4-й книге Царств, при повествовании о времени пророческой деятельности Илии и Елисея встречаются снова сведения о пророческих школах. Здесь пророческие школы выступают под названием «сынов пророческих» (bene nebiim).
Во времена Илии «сыны пророческие» выступают сразу и в большом количестве. Потому можно уже предположить, что общества пророков были после Самуила и раньше Илии. Едва ли то обстоятельство, что в 4-й книге Царств употребляется исключительно термин «сыны пророческие» (bene nebiim), в 1-й книге Царств не встречающийся, – может быть достаточным основанием для утверждения, будто в 4-й книге говорится о совершенно новом институте. Название могло измениться в зависимости от времени, а также и от различных писателей 1-й и 4-й книг Царств.»
Святитель Иларион, обозначив времена появления сонмов пророческих и сынов пророческих, переходит к рассуждениям об их характеристиках. Он пишет:
«… в сущности едва ли можно отметить какие-либо противоречащие черты «сонмов пророческих» и «сынов пророческих». Нет достаточных оснований отрицать существование пророческих школ в период времени от Самуила до Илии, то есть их непрерывное существование. Правда, о школах пророческих в истории Давида и Соломона совершенно не упоминается, но некоторые, весьма смутные, намеки найти можно. Так, нельзя не обратить внимания на то, что пророк Нафан имел большое значение при Давиде и Соломоне (см.: 3Цар. 1:32, 34, 45). Он даже нарекает Соломону имя Иедидиа (см.: 2Цар. 12, 25). Предполагают, что Нафан был воспитателем Соломона, подобно тому, как Елисей воспитывал Иоаса. Следовательно, пророкам и этого времени не была чужда религиозно-педагогическая миссия. … Библия много раз говорит, что пророки писали хроники и в это время. «Дела... Давида... описаны в записях Самуила провидца... и в записях Гада прозорливца» (1Пар. 29, 29).
Исторические книги заняты изображением напряженной политической жизни при Давиде и Соломоне, а затем разделением царств и учреждением нового культа. Но при всех этих громких внешних делах совершалась, нужно думать, и внутренняя работа религиозного сознания в лице особо расположенных к тому людей, которые и составляли между собою тесные союзы под управлением и руководством пророков. 4-я книга Царств дает нам знать об обществах «сынов пророческих» как об обществах весьма больших по количеству входящих в них членов и имеющих определенную организацию. Это весьма убедительно говорит за существование школ пророческих раннее пророка Илии.
Последнее упоминание о пророческих школах можно найти у пророка Амоса : (Ам. 7, 14). Амос доказывает свое право на пророчество ссылкою на повеление Божие и отрицает свою связь с пророками, которые пророчествовали и за то ели хлеб, по выражению Амасии. Ему не было нужды упоминать, что он не сын пророка, так как происхождение от пророка не делало пророком, а потому и можно в словах «не сын пророка» видеть намек на пророческие школы. Таким образом, можно определить период процветания пророческих школ временем от Илии до Амоса.
Но можно ли допустить обучение пророчеству? Есть ли пророчество искусство, способность, которую можно при желании развить в себе путем личных усилий? Ответить можно только: нет. Пророк не нуждается ни в школе, ни в учителе; его Сам Господь призывает от чрева матери (Ис. 49, 1; Иер. 1, 5), влечет его как бы против его воли; огонь горит в костях пророка, и он не может удержать его (Иер. 20, 7–9). Нельзя себя приготовить к пророчеству ad vaticandum. Для этого необходимо особое осенение Богом. По взгляду Ветхого Завета, пророком нужно духовно родиться.
Пророки просто и наглядно раскрывали пред своими слушателями дивную картину миросоздания, обращая в ней внимание на [повсеместные] следы творческих действий Великого Промыслителя вселенной. Живой пророческий дух извлекал из-под покрова мертвой буквы живые мысли, облекая их в плоть и кровь, согревая своим дыханием и освещая новым светом ту или другую истину по потребностям своих слушателей и совопросников.
Все, что касается ветхозаветного пророчества, касается и христианской церковной иерархии. Ветхозаветное пророчество как бы перешло и в Новый Завет; в жизни Церкви первых веков мы находим новозаветную параллель ветхозаветному пророчеству, это харизматики – евангелисты, пророки, учители. В первые времена христианства эти харизматики были выше иерархических лиц – епископов. Иерархические лица исполняли только административные и богослужебные функции. Вдохновенное же учительство принадлежало харизматикам. В «Учении двенадцати апостолов» об иерархических лицах говорится: не презирайте их; ведь они самые почтенные среди вас вместе с пророками и учителями.
Таким образом к моменту появления Святого Семейства в Иерусалимском храме на 40-ой день по рождении Младенца Христа там неотступно находились Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Святые отцы пишут, что оба они ожидали Мессию в течение многих и многих десятилетий. Анна Пророчица – потому что постом и молитвой просила Бога узреть Спасителя мира и верила в Его явление, а Симеон Богоприимец – по преданию, был одним из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык (Септуагинта ). Когда Симеон переводил Книгу пророка Исаии и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.
Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский. ( 260-312 гг ) написал « Слово о Симеоне Богоприимце и Анне Пророчице», в котором в хвалебных выражениях описал подвиг веры тех, кому предстояло засвидетельствовать явление во плоти Агнца – Спасителя мира.
«И так, когда, по словам праведного Давида, «явился Бог богов в Сионе» (Пс. 83:8)3 и «великолепие красоты Его явилось во Иерусалиме» (Пс. 95:6), и "свет возсиял на Праведника и на правых сердцем веселие» (Пс. 96:11), то Освятитель и Господь освящаемых призвал Духом Святым учителя и служителя закона на служение и свидетельство совершающемуся. В своем хвалебном Слове он полностью характеризует Того, Кого узрели в храме Симеон и Анна:
«6. Посему старец Симеон, сбросив немощь возраста и облекшись силою надежды, поспешил встретить пред лицем закона подателя закона, самовластного учителя, Бога Авраамова, защитника Исаакова, Святаго Израилева, наставника Моисея, обещавшего открыть ему, как бы сзади (Исх. 33:23), Божественное воплощение, богатого в бедности, предвечного в младенчестве, невидимого в видимом, непостижимого в объемлемом, величайшего в малом виде, находящегося в храме и на небесах восседающего на царском престоле и на колеснице херувимской, непрестанно пребывающего долу и горе, сущего в образе раба и в образе Бога Отца, повинующегося и царствующего над всем. Он весь исполнился желания, весь – надежды, весь – радости, и стал уже сам не свой, а Того, кто был предметом его надежды. Святый Дух возвестил ему, и он, еще прежде прибытия в храм, окрыляясь очами ума, восхищался как бы уже обладая желаемым. … Тебя сретаю, владычествующего над жизнью и смертью; Тебя ожидаю, законодателя и преемника закона; … Ты – Бог первый, и прежде Тебя не было другого Бога, родившегося от Бога Отца (Ис. 43:10)
«Когда старец ликовал таким образом и радовался Божественным веселием, - пишет далее свмч.Мефодий Олимпийский, рисуя картину того, что происходило в храме, - тогда святая Богоматерь явно исполняла то, что образно описано пророком Исаиею.» Здесь возникает картина, схожая с той, которая описывает призвание Исайи на пророческое служение – Ис.,6, 1-6, когда Господь Саваоф посылает Своего служителя – шестикрылого серафима - углем коснуться уст Исайи, дабы они очистились от мирского изъяснения и начали «глаголом жечь сердца людей», как сказано в великом стихотворении А.С. Пушкина «Пророк».
«Она, приняв объятиями святых рук своих, как бы клещами, животворящий и неизреченный уголь, принявший плоть от пречистого и пренепорочного ее жертвенника, подала его праведнику, говоря, мне кажется, и вместе увещевая, так: «приими, досточтимый старец и прекраснейший из священников, приими Господа, и насладись своею неоскудевающею надеждою»; приими, доблестнейший, сокровище неисчерпаемое и богатство неиссякаемое; приими, мудрейший в объятия свои крепость неизъяснимую и силу непостижимую, тебя укрепляющую … После всего этого праведник, возымев смелость и повинуясь увещанию Богоматери, послужившей Богу для людей, принял в старческие объятия «Ветхаго днями» в младенчестве (Дан. 7:13), благословил Бога и сказал: «ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29–32).
Я принял от Тебя беспечальную радость; приими меня, радующегося и прославляющего милости Твои, Господи. Ты даровал мне веселие; душевно воздаю Тебе благодарностью. Я познал силу любви Божией; ибо для меня Бог, неизъяснимо и нетленно родившийся от Тебя, сделался человеком. Я познал неизреченное величие Твоего о нас попечения; ибо Ты послал собственного Сына своего на помощь нам. Я познал наставление Соломона, который говорит: «крепка как смерть любовь» (Песн.8:6); ибо чрез нее сокрушится жало смерти, чрез нее умершие увидят жизнь, чрез нее смерть познает свою смерть, потеряв над нами свою власть; чрез нее и виновник зла змий будет пленен и низвержен.
Такими краткими словами, говорит он, да ограничится ныне благодарение Богу. Но что же скажу я Тебе, Матерь-Дева и Дева-Матерь? Твое дело не человеческое, и хвала Тебе выше человека. Но печальное недоумение мое облегчается славословиями тебе от Духа; посему, принося Тебе Твое, венцом с бессмертных лугов я украшу священную и боговенчанную главу Твою.
Обратимся наконец, любомудрые, к старцу Богоприимцу и благочестивому учителю, спасительно переплывшему море (достоинств) Девы, и отпустим Его, получившего Божественное отпущение и доставившего нам вожделенное учение о Боге.
И так, когда к этому священному событию были призваны священство и пророчество и предстали к этому славному и девственному престолу два богоименитые праведника, т.е. Симеон и Анна, представлявшие действительные образы двух народов (старец – Израиля и обветшавшего закона, а вдовица – вдовствовавшей тогда церкви язычников); то старец, олицетворявший закон, просил отпущения, а вдовица, олицетворявшая Церковь, представила исповедание «и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления во Иерусалиме» (Лк. 2:38), как все это весьма благовременно и сверхъестественно сказанное ими обоими и соответствующее священнодействию, изложено в Писании.
Посему богомудро провидец (ныне) совершающегося … указал на благодарную Анну, которой самое имя означает Церковь, оправданную благодатью Христа Бога в крещении; ибо Анна значит «благодать».