Круглый стол в Новодевичьем монастыре

В Воскресенском Новодевичьем монастыре с 2го по 4ое июля проходил Круглый стол "Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты". Программа Конференции включала не только выступления участников, но и посещение культурных и культовых объектов. Так 2 июля в рамках Круглого стола участники совершили поездку в Кронштадт, где посетили Морской Никольский Собор и мемориальный музей-квартиру святого праведного Иоанна Кронштадского. А 3 июля для гостей Круглого стола была организована поездка для поклонения православным святыням Петербурга: Александро-Невская Лавра, храм Смоленской иконы Божией Матери и часовня святой блаженной Ксении Петербургской на Васильевском Острове, где епископом Лидским и Сморгонским Порфирием был совершен молебен, а также Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Эти мероприятия подготовили духовную атмосферу для основного блока программы Конференции - собственно докладов участников.

3 ИЮЛЯ состоялся Круглый стол. Как сообщает портал Воскресенского Новодевичьего монастыря, (вноводевичий.рф/news0718#news180704) " в президиуме утреннего заседания секции «Созидание жизни братства в духе послушания» присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Почаевский Владимир; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусской Православной Церкви (Белорусского экзархата Московского Патриархата); епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.

К участникам собрания с приветственным словом обратился митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий. Глава Петербургской митрополии подчеркнул, что предстоящая на круглом столе дискуссия призвана актуализировать суть монашеского обета послушания применительно к жизни в современном монастыре." Митрополит Варсонофий заострил внимание на том,что " принцип послушания воспринимается современным человеком, приходящим из мира в монастырь с багажом собственных представлений, через призму светского понимания внешней свободы, и поэтому так важно, чтобы окормление в монастырях было больше отеческим, чем начальственным. «Монаху трудно вверять свою свободу игумену или игумении, когда он не видит в них любящих отца или матери», – сказал владыка.

Работа секции была открыта выступлением епископа Лидского и Сморгонского Порфирия. Епископ Порфирий, в частности, поделился с участниками Круглого стола своими наблюдениями о том, насколько быстро продвигаются в духовной жизни те, кто имеет послушание и доверие к духовнику, и какие бури и крушения претерпевают те, кто полагает в основание всего доверие к себе: «Из опыта исповеди я очень ясно увидел и понял, что означают слова "им же несть управления – падают аки листвие" (Притч. 11:14)». Особо докладчик отметил, что послушание только тогда является добродетелью, а не просто дисциплиной, когда бывает результатом свободного выбора и вытекает из любви и уважения послушника к своему духовному наставнику, который заботится о нем, берет на себя его немощи и несет ответственность за душу, находящуюся у него в послушании.

Иеромонах Даниил (Константинов), и.о. наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы в докладе «Послушание "о Христе братии": что это означает в контексте монастырской жизни» на примерах жития близких нам по времени святых показал, насколько важным является для монаха послушание, оказываемое равным по чину. Жизнь монаха-послушника проходит в ежедневном соприкосновении с такими же, как и он, иноками. Оказывать послушание братии в обыденных ситуациях – значит приобретать навык отсечения собственной воли – качества, которое отличало святых учителей монашеской жизни.

Матушка игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского монастыря, также приняла участие в обсуждении темы важности жизни по уставу на примере Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии. Игумения Илариона выступила с докладом «Добродетель послушания в практическом применении монастырского устава» раскрыла тезис о том, что монастырский устав является школой послушания. Большинство приходящих в монастырь, отметила матушка, имеют смутные познания о вероучении и слабые навыки церковной жизни. В этих условиях изучение устава и усвоение его на практике становится для монашествующих насущной задачей. Первым шагом к добродетели послушания при поступлении в монастырь является согласие новоначального с уставом монастыря. Устав обители изображает спасительный образ жизни как целостную систему подвижничества: распределение времени суток, молитва храмовая и келейная, чтение святых отцов, бдение, поклоны, правила поведения, труды и прочее. Сердечное принятие устава как принципа монашеской жизни, познание смысла уставных норм и правил, богослужения и молитвы помогает монаху стяжать добродетель послушания, выводит его из мира страстей и вводит в жизнь по закону свободы и любви. «Мы все призваны к тому, чтобы исполнить предание, и значение монастырского устава в этом очень велико. В условиях нашего времени, когда немного осталось живых носителей предания, соблюдение устава приобретает особое значение», – подчеркнула матушка Илариона.

Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге, раскрывая тему доклада «Враги послушания – вопросы: "А почему я?" – "А зачем?" – "А может, лучше по-другому?" – "А если я не смогу?" и прочие: источник их происхождения и методы борьбы», заметила, что желательная часть души стала для современного человека определяющей весь его образ жизни. При высокой культуре интеллекта можно наблюдать крайне низкую культуру сердца. Кроме того, в глубоком кризисе оказался образ отца; нечто подобное можно сказать и об образе матери, и, как ни печально, это ощущается многими как освобождение. Приходя в Церковь, современный человек по сути возвращается к подлинному пониманию основополагающих истин. Наличие дара рассуждения, который невозможно приобрести без чистоты сердечной, трудно ждать от тех, кто идет в монастырь из мира. Вот почему советы исполнять послушание с рассуждением или, выбирая обитель, присмотреться к действиям настоятеля, проверить их соответствие святоотеческому преданию вряд ли имеют под собой почву. Борьба за послушание – это борьба с ветхим человеком. И современный монах, вставший на путь послушания, встает на путь мученичества. Но как, по слову священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, нет христианства без Церкви, так нет и монашества без монастырей – орудия Промысла Божия в приобретении послушания."

Матушка Илариона поделилась своим мнением относительно важности таких встреч. Она считает, что " подобные игуменские встречи стали традицией, интерес к ним не оскудевает. Для молодого поколения это замечательная школа монашеского опыта: можно увидеть и поговорить с теми, кто много потрудился на поприще восстановления монастырской жизни в современной России и в других православных странах. Можно задать интересующие вопросы, поделиться недоумениями и услышать слова поддержки, получить направление для своей деятельности. Слава Богу за эту возможность!"

Возрождение монашеской жизни имеет огромное значение не только для монашества, но и для современного общества, т.к. народ ждёт от монастырей и монашествующих проявление в жизни лучших идеалов, которые всегда были близки русскому народу, а именно: добродетельное житие, духовную чистоту, деятельную помощь в воспитании детей и молодежи, глубокое знание духовных основ жизни, которые накоплены монахами за многие века жизни по уставу в русских монастырях.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль