Страстная Седмица от Великого Понедельника до Великого Четвертка
Страстная Седмица началась в понедельник 26 апреля. После Воскресения, когда отмечается Вход Господень в Иерусалим , который озарен радостью и ликованием встречавших Господа людей, в Великий Понедельник начинается эмоциональное напряжение, связанное с скорым страданием Христа. В середине недели достигается первая кульминационная высота, поскольку в Великую Среду Иуда, один из учеников Христовых, замысливает предательство Учителя, оправдывая себя простым финансовым расчетом. Во время вечерней службы накануне, в Великий Вторник, читается троекратно коленопреклоненная молитва Ефрема Сирина. А в Великую Среду происходит служба Литургия Преждеосвященных даров, одна из самых красивых великопостных служб, эта молитва читается в последний раз. После этого до самой Пятидесятницы верующие молятся стоя и не делают земных поклонов.
Богослужение начинается Великой Вечерней, но первый возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!», звучит как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого; т.е. все богослужение обращено к надежде Царства Небесного.
Затем следует чтение 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!» Священник читает светильничные молитвы, в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа. Миром Господу помолимся — это первые слова ектении, которые означают, что мы в мире душевном должны начинать свои молитвы. Во время ектении священник читает молитву, где просит Господа «услышать нашу молитву и внять гласу моления нашего». По окончании ектении и возгласа священника чтец читает 18 кафизму, которая состоит из псалмов 119-133, называемых «песнями восхождения», которые пелись на ступенях Иерусалимского храма,- это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом.
Во время чтения первой части кафизмы священник в алтаре разворачивает святой антиминс, после чего Агнец, освященный на Литургии в воскресение, с помощью копия и лжицы перекладывается на дискос и перед ним ставится зажженная свеча. Далее звучит «малая» ектения. «Паки и паки миром Господу помолимся», «Господи, помилуй» — отвечает хор, а вместе с ним и все собравшиеся. В это время следует молитва священника:
«Господи, не в ярости Твоей обличиши нас и не во гневе Твоем наказуеши нас…» Затем читается вторая часть 18 кафизмы, во время чтения священник совершает троекратное каждение престола со святыми Дарами и земной поклон перед престолом. После молитвы священника читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. При этом все стоят коленопреклоненно. После чтения молитв верующие поднимаются с колен и на "Господи, воззвах к Тебе, услышь меня!" читаются положенные на этот день стихиры.
Настает время пения особого прокимна. Прокимен – это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Состоит прокимен из стиха, в собственном смысле называемом прокимном, и одного или трех «стихов», которые предшествуют повторению прокимна. Название свое прокимен получил оттого, что он предшествует чтению из Священного Писания. Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира.
Зажигание свечи во время чтения Священного Писания означает, что все пророчества совершились во Христе. По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени.
Поскольку в Великую Среду совершается память дня страданий Господа из-за предательства Иуды, то в проповеди отец Алексий Батищев рассказал о том, как тяжело было Господу от сознания того, что один из учеников Его должен совершить предательство. Великий Четверг – Четверток : богослужение в воспоминание о Тайной вечере.
Литургия Василия Великого. В Евангельских чтениях говорится о том, что Господь посылает учеников Своих приготовить место, где они будут вкушать трапезу праздника. На этой трапезе Он откроет Петру, что один из учеников Его предаст Его. Тягость и неотступность этих мыслей Господа о предательстве Иуды в то же время, сосуществует в нем и изливается кровавым потом, когда Он молится о том, чтобы миновала Его Чаша сия. Но нам в Великий Четверток Господь преподносит еще Таинство Причастия и заповедает нам "творити сие в Мое воспоминание ".духовной.
Но и в течение этих последних дней Своей земной жизни Господь преподносит ученикам несколько уроков, рассказывая притчи и поучая их духовной мудрости. Особое место занимает в их ряду совершение омовения ног ученикам, ну и сама Тайная вечеря и все, что происходило во время этой встречи.
В эту ночь именно Господь собрал в последний раз вокруг Себя Своих учеников. Господь, сошедший с неба дать жизнь миру, ещё в последние часы Своей земной жизни совершил священную вечерю Ветхого Завета со Своими учениками, которых Он избрал быть светом мира и с которыми Он заключил Новый Завет -обетование спасения в Причастии к этой Тайной Вечери, накануне Своего крестного страдания. "Сие творите в Мое воспоминание ". Пасхальной жертвой Ветхого Завета был избранный агнец, Пасхальной Жертвой Нового Завета был Агнец Божий, Сын Человеческий. Кровь Агнца Божия стала очищением всему миру и на этой Крови Бог заключил Новый Завет-вечный завет благодати. В этом смысле Господь сказал: Сие есть Тело Мое, за вы ломимое, и Сие есть Кровь Моя, за вы изливаемая, сия Чаша есть Новый Завет во оставление грехов. С тех пор, как слова эти исполнились, они стали драгоценными сокровищем для всего христианского мира.
Чудесна вечеря, в которую Господь даёт нам в пищу Тело Свое, распятое за нас, и Кровь Свою, пролитую на кресте, и значит, такова воля Его,- Сие творите в Мое воспоминание. На Тайной вечери происходит омовение ног Учителем своих учеников. Это происходит тогда, когда Господь уже знает о предательстве Иуды, и желает , чтобы все были чисты, и лишь один уже никогда не отмоется от предательства своего. Возлежащий, Он говорит им : « Знаете ли, что Я сделал вам?... Если Я – Учитель и Господь, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же … Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, то блаженны вы, когда исполняете» ( Иоанна, 13:1-17) Это идея добровольного смирения, урок, преподанный Учителем своим ученикам, о котором они уже никогда не забудут. Господь после трапезы идет с учениками в Гефсиманский сад, где звучит Его молитва к Отцу Небесному, и в величайшей скорби он просит Бога-Отца: Если возможно, да минует Меня Чаша сия, тем самым показывая человеческую немощь и боязнь Господа перед предстоящим страданием. А что же Иуда? Иуда раскаялся в предательстве, но не покаялся! Раскаявшемуся Иуде не доставало слез и молитвы, чтобы истинно покаяться и найти спасение в милосердии Божием.
В Великую Пятницу – Пяток - Литургии не положено. В середине дня совершается по всем храмам вынос Плащаницы.
Господь был представлен суду Понтия Пилата, который задает Ему вопросы о причинах ненависти иудеев к Нему, и не находит ничего такого, за что можно было бы предать смерти Иисуса Христа. Но неиствоствовавшая толпа требует приговора к самой позорной и тяжелой смерти – распятию, и начинается Крестный путь Господа на Голгофу.
Осудив Иисуса на смерть, Пилат велел воинам взять Его и вести на казнь.