Речь на Рождество Христово (1895)

Еще и ещё раз постараемся вникнуть в праздник Рождества Христова.

Из истории известно, что установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточной и Западной Церкви праздник Рождества Христова праздновался 6 января, именовался Богоявлением и относился, собственно, ко Крещению Спасителя.

Православная Церковь установила у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая этим мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, предстал как Единый от Троицы, Сын Божий, Сын во плоти. Чтобы опровергнуть лжеумствования гностиков о Крещении Христовом, Церковь присоединила к воспоминанию Крещения воспоминание Рождения Христова. Так, к IV веку по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день – 6 января – под общим наименованием Богоявления.

Первоначально основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения Господа Иисуса Христа) служило не историческое соответствие именно этого числа дню Рождества Господа Христа (и в древности точно не известное), а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти – и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам: в шестой день, которому символически соответствовало 6 число первого месяца нового года, то есть 6 января.

Священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский произнес речь на Рождество Христово, и эта речь была опубликована в С.Петербургском духовном вестнике, в последнюю неделю декабря 1895 г.

 

"Святая Церковь, это небо на земле, постоянная в своей годичной жизни, как свод небесный в круговращении светил, опять привела нас к святым дням великого праздника. Христос раждается или, выражаясь словами святого евангелиста, Слово плоть бысть, вот сущность сего праздника. Опять умы верующих никнут пред непостижимою тайной Божества, опять сердца земнородных трепещут небесною радостью. Бог — и стал человеком, одеяйся светом яко ризою облекся бренною плотию, невместимый вместился в утробу Девы, имеющий небо престолом и землю подножием, положен в ясли, во Святых почиваяй и на Херувимех носимый, опочил на соломе! Поистине, велия благочестия тайна: Бог явися во плоти...

Неверующим нужны осязательные доказательства величия тайны Боговоплощения. Иисус — человек, сын плотника и бедной девы, — так говорили они во дни Христовы, так говорят и ныне. И вот, рождение Его в простоте и убожестве, с сопровождающими его событиями, обличает их. Оно приветствуется Ангелами небесными, указуется явлением звезды необыкновенной. Препростые пастыри и ученые волхвы согласно обличают неверов прежних и нынешних. И страшное преступление врага рода человеческого, в лице беззаконного Ирода, могло быть попущено Богом только ради величия того блага, которое принесено на землю Сыном Божиим.

В чем же это благо? Когда солнце помрачает лицо свое, скрываясь за горизонтом или подергиваясь тучами, тогда наступает тьма на земле: путники, застигнутые в дороге, спотыкаются, и все греховное, нечистое, скверное удобно свершается во тьме, ибо не обличается светом. Это случилось с миром людей, когда они вси согрешиша и лишились Славы Божией. Тогда Господь отвратил от них лице Свое, и глубокая тьма объяла их, окутала умы и заполонила сердца. Они осуетились помышлениями и от видимых и рассеянных в мире благ не могли уразуметь Сущего, ни чрез изучение творений Божиих познать Художника, но стали почитать богами и строителями мира или огонь, или скорый воздух, или круг звездный, или воду, или светила небесные (Прем.). Потеряв же из виду истинного Бога, люди потеряли и правду Божию в жизни своей, и зло — неправда стало уделом жизни людской. Осуетились умами, осуетились и сердцами. Страшно читать слова святого апостола, в которых он обличает тех, кои, «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся». За то и «предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела... Предал их Бог постыдным страстям… Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики. самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Рим. 1).

Страшной силе зла, объявшей мир людей, — для спасения их должна была быть противопоставлена и великая сила добра. Бог отвратил от грешных лице Свое, Бог и явил лице Свое спасаемым. Когда яркое солнце восходит на горизонте, тогда свет его разливается по вселенной и, как от смерти, просыпаются от сна все земнородные — люди, звери и птицы, и прячется все нечистое и в природе и в действиях людских, ибо обличается при свете. Взошло на горизонте истории Солнце правды, снисшел в среду людей Христос Бог наш, и светом Своим озарил и умы и сердца человеческие: умы, ибо сказал: Аз и Отец — едино, видевый Меня видел Отца; сердца, ибо сказал устами святого апостола: Бог есть любовь и пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает. И вздохнул озаренный светом Божества мир, и Ангелы с человеками согласно воспели Богу сию радостную и торжественную рождественскую песнь: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Что же воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам? — Сему научает Святая Церковь.

Христос раждается, славите! Ангелы с пастырьми славословили Господа радостною песнью. И мы собрались в храм Божий для торжественного прославления Бога, явльшегося плотию. Стряхнем же с себя в сей день, его же сотвори Господь, свои страсти и похоти, и для Христа поживем: о Нем думать будем, явлению Его в мир радоваться, о Нем беседовать, о Нем проповедовать и словом и делом, во имя Его добро творить, и будем ли есть, или пить, или веселиться, все будем творить во славу Его. И не только сегодня, но и все последующие святые дни, святки, будем провождать достойно света, который воссиял на земле с явлением Христа, истинного Света, просвещающего всякого человека, грядущего в мир. Так да светит свет наш пред людьми, чтобы они: и безбожники, и неверующие, все видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного.

Христос с небес, срящите! Волхвы встретили Новорожденного Христа дарами: злато и ливан и смирну Ему принесли. Далекий путь они прошли, чтобы поклониться Христу и дары принести Ему. Мы в лучшем положении, чем волхвы. Христос с нами живет, пред нами ходит, от нас помощи просит, Он — в рубищах, на соломе, в холоде, не имеет где главу подклонити. Это — бедные, нищие, несчастные, сироты, для которых и праздник — не в радость. Это — те, которых Господь назвал Своими братьями: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Братия, оделенные благами мира сего! Не отвратим взора своего от бедного, который нуждается в помощи и, ради Христа, голодного — накормим, жаждующего — напоим, странника — примем в дом свой, нагого — оденем, больного и в темнице заключенного посетим. Сих даров наших не отринет Христос, но, прилагая один к другому, составит из них наше богатство, не ветшающее и на небесах, которое встретит нас у Бога, когда придем мы в вечные кровы Его.

Христос на земли, возноситеся! Христос снизшел на землю, дабы нас возвести на небо. И мы не должны ожидать сего вознесения на небо духом, когда разрешимся от уз плоти и со Христом будем, но должны возноситься и с плотию. Мы звания небесного — достойные причастники, если, живем духом, духом и ходим, если горé имеем сердца и умеем отлагать попечение о житейском для служения Богу, если слова да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли имеют для нас значение прямой заповеди о том, чтобы мы так же свято и скоро исполняли волю Господню на земле, как исполняют ее Ангелы Божии на небеси. Престанем же искать радостей только в служении многострастной плоти или превозношении, кичении, самомнении и гордости по духу. Известно вам, что враг спасения именно в святые дни праздников с особою силою воюет на человеков и влечет их на дела темные: разгул, пьянство, распутство, ругательства, срамословие, раздоры, обиды, убийства. Но ночь прейде и день приближися. Отложим убо дела темная и облечемся во оружие света. Иных радостей, кои суть спутники Царствия Божия, радостей о Дусе Святе поищем и для себя и для ближних; а сии радости приходят в сердце как плод Духа, который состоит во всякой благости, праведности и истине.

В этих мыслях и чувствованиях встречая праздник Рождества Христова и с ними провождая святки, исполним небесной радости сердца наши, а от избытка их и устами нашими притрепетно восхвалим Господа словами святых Ангелов: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Аминь."

 

(Текст речи публикуется по: Сборник трудов о.Философа Орнатского. "Труды и дни" Издательство "Отчий дом". Москва, 2018г.)

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль
Пользователи
он-лайн