Драматичные события Страстной Недели
Великая Среда
В вечер Великой Среды вспоминается возлияние мира на главу Господа, которое совершила одна благочестивая женщина. Читаем у Матфея, 26:6-13
«И когда был Он в Вифании в доме Симона прокаженного и возлежал, - приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и, разбив сосуд, возливала Ему сие миро на голову.»
В журнале « Воскресное чтение» за 1815 год опубликовано толкование на описанное выше событие. Обратимся к нему.
Кто была сия жена, - Мария ли сестра Лазарева, или другая подобная ей по вере и усердию к Спасителю, не важно; важно то в особенности, что эта жена одобрена была Господом, хотя и осуждена другими. Важно то, что Господь дал высокое значение этому излиянию мира: «Возлиявши бо сия, говорит, миро на тело Мое, на погребение Мя сотвори, то есть приготовила тело Господа на смерть и погребение. Если же смерть и погребение Спасителя мира составляют тайну высочайшую, то и приготовление к ним не должно ли иметь не должно ли иметь также свою таинственность священную? Чтобы уразуметь таинственное священнодействие жены, представим себе и Агнца Божия, вземлющаго грехи мира, Единородного Сына Божия. Вот Он, полный благодати и истины, от исполнения Коего мы все приемлем благодать возблагодать ( Ин.1:14, 16) , не в меру приявши Духа ( Ин.3:34), помазанный елеем радости, паче причастник Своих ( Пс.44:8), давно обрек Себя на жертву крестную для того, чтобы по принесении пресвятого Тела Своего на жертвеннике крестном разлить, как миро, благодать Свою на всех верующих и любящих Его. И сего-то Божественного мира излияние образовало то излияние мира драгоценного, которое совершила благочестивая жена в Вифании.
Миро возливается на главу Спасителя,-почему? Потому что глава сия есть злато избранно,-очи ея яко голубицы на, исполненных вод,-ланиты, аки фиалы аромат прозябающия благовоние,-устне крины каплющие смирну полну ( Песн.5:11,13), то есть миро вещественное изливается на главу, точащую миро духовное, Божественное.
Заговор Синедриона и предательский замысел Иуды
(Мф.26:3-4,14-16; Мк. 14:1-2,10-11; Лк.22:1-6)
Приближался праздник Опресноков, называвшийся Пасхою. Первосвященники и книжники собрались вместе и замыслили вместе захватить Иисуса и взять Его хитростью. Неожиданный случай помог им скоро исполнить свое намерение. Один из учеников Христовых, из числа Его двенадцати апостолов Иуда Искариотский пришел к первосвященникам во время их совещания и спросил их: «что вы дадите мне, если я вам предам Иисуса?» Они предложили ему 30 серебряников, и он согласился...
Интересно, что сумма в 30 серебряников –это очень незначительная сумма, за которую в Ветхом Завете назначается плата за раба, убитого волом (Исх., 20:32). У пророка Захарии 30 серебряников упоминаются в качестве презренной и ничтожной суммы, которою неблагодарный народ израильский оценивает попечение о нем Иеговы ( Зах. 11:12-13).
... Этими 30 сиклями хотели выразить пренебрежение к лже-мессии как человеку, который стоит не более любого раба. Если за попечение о себе Отца неблагодарный Израиль платит рабскою ценою, что же удивительного, если и Сын удостаивается только тридцати серебряников?
(Из статьи в журнале «Православное обозрение» в 1883 году, автор М.Муратов.)
Гнусность сердца предателя Иуды
Митр.Григорий из Слова в Великую Среду «Духовная беседа» 1858 г.
Иуда, предатель нашего Господа, весьма примечателен в истории дурных людей. .. Ни мудрость, ни святость жизни, ни многоразличные благодеяния нашего Господа Иисуса Христа не произвели спасительного действия на Иуду. Он никогда не был привязан к Господу. Главная страсть Иуды была корыстолюбие, родившееся, вероятно, оттого, что у него находился денежный мешок. Корыстолюбие, наконец, взяло над ним такую силу, что он не стыдился красть из общего мешка, и брал себе даже и то, что назначалось на милостыню бедным. Корыстолюбие подавило в Иуде все добрые чувствования; он не устыдился даже сам предложить злобным еврейским архиереям услугу предать им своего Учителя….За Пасхальною вечерей совесть сильно обличала Иуду в преднамеренном предательстве, однако он, слыша слова Господа к Своим ученикам един от вас предаст Мя ( Мф.26:21), смело вслух своих собратий спрашивал: еда аз есмь?
Боль, какую Иисус Христос произвел в нем обличением его в предательстве, он сильно чувствовал. Глубокая скорбь Иисуса о том, что Он предается одним из Своих учеников, именно Иудою, не согрела и не смягчила Иудина сердца: он не способен был к состраданию. Как понять, что ученик предал своего Учителя, предательство самое бесстыдное...
В таком человеке действует сила дьявольская, которая выше человеческой. Об Иуде прямо сказано: и по хлебе вниде в онь сатана (Ин.13:27)
Сатана всегда берет под свою полную власть человека в его главной страсти. Но когда человек предается своей страсти вполне, тогда он становится совершенно другим человеком.
(Цитируется по: Толкование на Четвероевангелие. Под ред. М.Барсова. стр. 509-519. )
Великий Четверток
(Из журнала «Православный собеседник» 1861 г.)
Определенные свидетельства трех евангелистов – свв. Матфея, Марка и Луки –поставляют вне всякого сомнения то, что Иисус Христос накануне Своей крестной смерти совершил со своими учениками Пасху, предписанную в законе Моисеевом, узаконенным образом и в положенное время, т.е. в 14 день месяца Нисана, в четверток.
Но несмотря на то, многие писатели высказали свои сомнения как относительно того, в какой именно день совершил Иисус Христос Свою последнюю на земле Пасху, так и относительно того, законную ли, иудейскую ли Пасху тогда Он совершил. Повод к сомнениям находился в тех местах Евангелия от Иоанна, в которых говорится, что в эту Пасху иудеи ели агнца пасхального в пятницу в день смерти Иисуса Христа.» Множество святых отцов ранней христианской церкви (как Ориген, Протерий, патриарх Александрийский, Иоанн Златоуст и др.) утверждали, что Господь совершил последнюю Пасху законную, иудейскую. Другие же (Клемент Александрийский, Виктор Антиохийский и пр.) полагали, что Христос на последней Пасхе не вкушал агнца, т.е. не совершал Пасхи законной.
Велика вероятность того, что Господь совершил Свою последнюю Пасху в законный день, но вот фарисеи, по мысли древних писателей, так хотели умертвить Господа загодя, чтобы не «портить» себе праздника, что преступили закон отправления пасхального торжества в 14 ый день Нисана, и отдали этот день на расправу с Иисусом, а сами вкушали Пасху уже на следующий день, т.е. в 15 день Нисана. Вот почему не сходятся три евангелиста с тем, что написано в Евангелии от Иоанна, который описал день смерти Иисуса «пятницею пред Пасхою». (Инн., 19:14.)
Омовение ног на Тайной Вечере
( Инн.13:1-17). Берсье.«Православное обозрение» 1888г.
Пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда дьявол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: «Господи, тебе ли умывать ноги мои?» Иисус сказал ему в ответ: «Что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после». Петр говорит Ему: «Не умоешь ног моих вовек». Иисус отвечал ему: «Если не умою тебя, не будешь иметь части со Мною». … Итак, если Я Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример…»
Иисус хочет еще раз засвидетельствовать эту любовь к Своим ученикам делом, воспоминание о котором навеки запечатлеется в их памяти. В этом действии Он хочет дать образ той идеи, которая проникла во все Его служение,- идеи добровольного смирения, ради которой Он отдал Себя человечеству… Вот почему Он снимает с Себя верхнюю одежду и, как раб, в одном хитоне берет полотенце, Сам опоясывается им и опускается на колена, чтобы умыть ноги Своим ученикам.
... Изумление, произведенное этим необычным поступком, так велико, что апостолы молчат как бы в оцепенении.
Слова Иисуса к Петру относятся также и к нам, и мы должны уразуметь их. «Ты не знаешь теперь, что Я делаю»,- так может Господь сказать каждому, ропщущему на постигающие его несчастья. Предначертания Божия стоят выше нашего понимания.
Установление таинства Евхаристии
«Воскресное чтение» 1879 г.
Вечери существовали уже в Ветхом Завете. Это было установление того времени, когда Бог, верный великим обетованиям, данным праотцам, сильною рукою освободил народ Свой от рабства египетского. В ту достопамятную ночь, когда ангел смерти должен был пройти всю Египетскую страну, поражая первенцев египетских, по повелению Божию, каждый отец семейства должен был со всеми членами семьи вкушать священную вечерю, тогда как двери домов окропляемы были священною кровию агнца, мясо которого вкушаемо было на вечери. Ангел – истребитель обходил каждый дом, который был окроплен кровью агнца и в котором совершалась пасха – прехождение Господа. Праздновавшие же уже готовы были в путь и с жезлами в руках ожидали призыва к выходу. То была ночь, в которую Господь освободил Свой пленный народ.
С этим освобождением началась новая жизнь для израильского народа, потому что теперь только он стал народом Божиим. Потому-то пасхальный месяц стал первым из всех месяцев и пасхальная ночь посвящалась ежегодному празднованию, и это соблюдалось со строгостью...
В такую-то ночь именно Господь в последний раз собрал вокруг Себя Своих учеников, и от этого торжества освобождения Израиля встал Он, чтобы искупить мир.
Здесь совершилось то, что Ветхий Завет должен был уступить место Новому, высшему Завету, который назначен не для одного народа, а для всех, и не для известного времени, а для всех времен. Но как Ветхий Завет начался избавлением народа из-под чужой власти, и как Ветхий Завет основывался на этом избавлении, так и Новый Завет, назначенный для всех времен и народов, мог начаться лишь после прославления Бога в деле несравненно высшего избавления. Он мог быть основан только на новом избавлении, на искуплении всего человечества, от темной власти, которой подпало оно чрез грех.
Господь Иисус Христос, в ночь, в которую был предан, взял хлеб, благодарил и преломил, и дал ученикам Своим, говоря: приимите и ядите: сие есть Тело Мое, за вы даемое. Сие творите в Мое воспоминание. Так же взял Он и чашу по вечери, благодарил и дал им, говоря: приимите и пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вы изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание.
Так описано это у трех евангелистов – Матфея, Марка и Луки.
Так Господь, при совершении ветхозаветной пасхи, установил пасхальную вечерю Нового Завета. Пасхальною жертвою Ветхого Завета был избранный агнец; пасхальная жертва Нового Завета, Агнец Божий в высшем смысле есть Христос, Сын Божий, Единородный от Отца, полный благодати и истины.»