Светлая Пасха 2020. (В утешение)

В необычных для нас условиях встречали мы Пасху в этом году. Только некоторые храмы в Пасхальную ночь открыли, чтобы пропустить на прихрамовую территорию верующих людей, где они могли ждать Крестного хода, слушая трансляции богослужения. И это была радость, потому что мы не можем без Бога, без богослужений, без Церкви. Огромное множество православных слушали и смотрели трансляции по радио и телевидению, чтобы не пропустить тот великий момент, когда из Царских врат раздается тихое пение стихиры "Воскресение Твое Христе Спасе, / Ангели поют на Небесе, и нас на земли сподоби / чистым сердцем / Тебе славити."

В Слове на освящение Церкви прпмч.Андрея Критского, которое состоялось в 1892 году, первый настоятель этого храма протоиерей Философ Николаевич Орнатский говорил об особом значении храма в жизни христианина. « Для русского православного христианина имеет особую привлекательность свой приходской храм, свой духовник-священник. И прежде всего это вытекает из существа взаимных отношений православного христианина к храму и храма к нему.» ( стр.207 . Священномученик Философ Николаевич Орнатский . Труды и дни. Изд-во Отчий дом. 2018 г.)

Отец Философ очень тонко чувствовал связь между верующим человеком и Церковью, как Телом Христовым. Он так характеризует суть этой тесной связи: « Она ( Церковь) есть его родная мать, помощница и наставница его. В ней почерпал он силы к перенесению горя и страданий, ею одушевляем и благословляем был на все великое». ( Там же, стр.207-208.) « Всякое несчастье, неудача, болезнь приводит его в храм, истинную врачебницу духа; если болезнь приковала его к одру, искреннее сожаление верующего – о том, что не может пойти он в церковь...»

Поэтому в нынешнем году, когда эпидемия привела к принятию решения на уровне высоких иерархов Церкви не допустить в храмах массового скопления народа во время Пасхальных торжеств, которое неизбежно при таких важнейших богослужениях, это решение было встречено искренним переживанием горя. Никакие разумные объяснения вынужденности такого решения не смогли принести утешения душе, жаждущей встречи с Воскресшим Богом. Множество людей решили возжечь свечи в окнах, как символ единения православных в праздничные часы Пасхального богослужения. В некоторых храмах города и области верующие были допущены к присутствию на прихрамовых территориях с условием соблюдения дистанции между молящимися.

В Константино-Еленинском монастыре прихожане со смирением ждали начала Крестного хода, стоя за стенами храма Похвалы Богородицы, соблюдая дистанцию. Богослужение транслировалось по каналам связи на паству. Прихожане с пониманием отнеслись к тому, что было рекомендовано церковными иерархами в связи с особым режимом посещения храмов на Страстной седмице и на Пасху. Порядок принятия Святых Христовых Таин из-за мер предосторожности был воспринят с полным смирением, которое питалось уверенностью в том, что, по слову апостола Павла, « … ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе» ( Рим., 8:38-39). Смирение перед обстоятельствами конечно, коснулось и батюшек, которые участвовали в богослужениях, и окрыляло их тем, что Сам Господь был со всеми православными верующими, где бы мы ни молились в эту Пасхальную ночь.

Насельницы монастыря, предпринимая все санитарные меры, имеют возможность ежедневно быть в храме и участвовать в богослужении. Сестры исполняют свои послушания со всем усердием, добавляя к обычным молитвенным правилам и другие совместные и личные молитвы и прошения об ограждении от смертоносного поветрия. Жить при храме - великая милость Божия!

Недаром мы говорим здесь о верующих и о вере. Форма слова « верующий» совмещает значение действия веры в человеке и исповедания истинности чего-либо ( собственно веры) в жизни человека. А, например, по-английски только одно слово похоже по морфологии на слово « верующий» в русском языке. Это faithful, в котором значение – Faith – собственно «веры» и - ful – признака полноты чего-либо передают значение « полный веры», т.е. номинирует состояние. Морфология русского слова показывает, что русскому православному верующему очень важно деятельно участвовать в богослужении, понимая под этим молитву, поклоны, песнопения. Православный верующий крестится, подтверждая крестным знамением свою веру в истинность своих молитвенных обещаний Богу.

Необыкновенна этимология этого слова. Почти во всех этимологических словарях мы находим такие сведения: «Ве́ра. Слово общеславянского индоевропейского характера: латинский verus «истинный», авестийский ( древний иранский язык) var «верить», немецкий wahr «верный» и т. д. «Вера» используется как женское имя, так же как и латинское слово venus - «любовь», готское wēns «надежда». Первоначальное значение «веры» соответствует по семантике смыслам, лежащим в интервале «истина, правда > клятва, присяга» (в верности, истинности)».

Поэтому когда мы говорим о своей вере, мы обозначаем этим словом и действенное исповедание и верность заповедям Божиим, и любовь к Богу, и надежду на спасение и воскресение. Пасха в Новозаветное время - это праздник веры, это торжество православной веры в Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, в то, что мы с Ним победим все. Бог является Тем, Кто объединяет всех верующих в духовное родство, поэтому мы называет друг друга – «братья и сестры».

Апостол Павел в Послании к Тимофею убеждает его, что попытки объяснять тайну веры во Христа поиском доказательств в чудесах Господа не являются исповеданием веры, ибо « навыкший к изысканиям и человеческим измышлениям… тем уж только и занимается, что пытает ( свой ум… прим. наше); отчего область веры заслоняется, тускнеет, забывается, и душа наполняется пустыми и бесплодными представлениями и соображениями.- Тогда вера замирает…» ( Трактовку этого вопроса в Посл.к Тимофею по Амвросиасту приводит свт.Феофан Затворник в своих Толкованиях «Посланий Апостола Павла», именно пастырских посланий ( стр. 242, Москва, изд-во Правило веры ).

Испытание оставаться дома во время Пасхального богослужения 19 апреля, которое было попущено Господом в этом году, может быть, и было нужно, чтобы мы задумались о том, как мы верим, как мы исповедаем свою веру через смирение, послушание и доверие своим пастырям.

Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Со Светлой Пасхой!

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль