К началу Рождественского поста: Слово о молитве Святителя Иоанна Златоуста
Есть в природе растение — маранта, которое называют молитвенным деревом за то, что к ночи этот цветок приподнимает листочки — словно встает на молитву, как монах.
Исследователи сходятся в том, что в этимологии слова «молитва» соединились два разных составляющих смысловых компонента: первый, — умягчать, делать нежным (от корня «mol/mel» в общеславянском пра-языке). Второе значение — «просить» от того же корня, как в словах «молва, молвить».
В современном языке под молитвой понимается смиренное, с душевной кротостью, обращение к Богу. Молитву называют беседой души с Богом, она есть душевный порыв ввысь.
Мы вспомнили о молитве не просто так: начался Рождественский пост — время, когда необходимо со всей волей и настойчивостью проявлять свои молитвенные силы, стремясь к воздержанию в еде, в удовольствиях и развлечениях, мыслями и душой обращаясь к грядущему Рождеству Христову.
Главная наша жертва Господу — это молитва. Мы собрали несколько бесед святителя Иоанна Златоуста о молитве и посте, надеясь, что его высказывания и размышления об этом поддержат наше стремление пройти пост с пользой и радостью.
Эти беседы сохраняют особенности написания, которые были нормой в конце 19 века, т.к. данные тексты собраны и обработаны для Синодального издания «Полного собрания творений» святителя Иоанна Златоуста, которое было выпущено в Российской империи с 1895 по 1906 гг. Беседы содержат размышления и поучения о внутреннем богатстве человека, о телесной и духовной чистоте, о моральности и любви к Богу. Иоанн Златоуст (347–407 гг.) известен как величайший христианский мыслитель, один из трех Учителей церкви (наряду с Василием Великим и Григорием Богословом), сооснователь Константинопольского патриархата, человек, вера которого была сильнее мук и смерти.
Мы выбрали два разных отрывка о молитве. Первый, почти мистический, указывающий, какой путь проделывает молитва, которая летит о сердца к Богу. Второй — поэтически эмоциональный, рассказывающий о силе непрестанной молитвы, о молитве с верой и настойчивостью, которая и по сей день является примером того, как просить Бога и как не сомневаться в Его радости давать нам Свой ответ.
Св. Иоанн Златоуст.
Беседа 6. О молитве
Предложив вам в прежнее время беседу о посте и объяснив по мере сил его преимущества, и снова в беседе о крещении испытав вашу любовь к слушанию, хотим сегодня побеседовать о молитве и объяснить то, какова ее сила и польза для совершающих ее. Прошу вас выслушать разумно и богобоязненно, придавая словам правильный смысл. (Заповедь о молитве) поистине — величайшая и древнейшая; она сделалась матерью всех заповедей, породившею все божественные повеления.
Величайшее благо — молитва и беседа с Богом; она есть общение и единение с Богом. Как телесные глаза, видя свет, освещаются, так и душа, устремляясь к Богу, озаряется неизглаголанным, блистающим Его светом. Это — молитва не по видимости только, а возсылаемая от сердца, не определяемая известными временами и количеством часов, а совершаемая непрестанно, ночью и днем... Пользу от нее, простирающуюся на всю жизнь, мы можем приобресть, посвящая ей большую часть времени.
Молитва — свет души, истинное познание Бога, посредница между Богом и людьми, врач страстей, врачевство против болезней, мир души, небесная путеводительница, вращающаяся не около земли, а идущая в самый свод неба. Она устремляется выше тварей, духовно разсекает воздух, идет выше воздуха, проходит сонмы звезд, отверзает врата неба, восходит выше ангелов, проходит мимо престолов и господств, идет далее херувимов и, поднявшись над всею тварью, приближается к неприступной Троице. Там поклоняется Божеству, там удостоивается быть собеседницей с небесным Царем. Через нее душа, поднявшись на небеса, объемлет Господа объятиями неизреченными, подобно дитяти у своей матери со слезами молит, прося божественного питания, выражает свои желания и получает дары, превосходнейшие всей видимой природы.
Молитва дана нам, «чтобы и мы, от сердца взывая к Богу, испрашивали неизреченный огонь Духа на жертвенник нашей души и чрез это делались совершенной жертвой Господу.
...
И Господь показал старшинство этой заповеди пред другими тем, что, удаляясь из городов, селений и от собственных учеников, оставался ради молитвы в пустынных местах (Лк 5:16; 9:10), чтобы, за пределами шума и человеческого смятения, в тишине заниматься ею с полным одушевлением, вместе с тем научая нас, что благовествующему это царство нужно избирать пустынные места, совершая это в уединении.
...
Она дает истинное удостоверение в будущем, принося лучшее, чем вера, познание уготованных там благ, открывает сокровенные, невидимые, тайные сокровища, показывает тебе врага, поражает ряды противников, истребляет вражеские силы и ведет к самому Царю. Когда говорю, то не разумей одни слова (молитвы). Это есть стремление к Богу, любовь неизглаголанная; она совершается не (одними) силами человеческими, но божественною благодатию, как говорит и апостол: "ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим 8:26).
Если Господь дает кому такую молитву, то это — неотъемлемое богатство и небесная пища, насыщающая душу; кто вкусил этой пищи, тот приобрел вечную любовь к Господу, (приняв) как будто сильное пламя, согревающее его сердце.
...
Приложить все молитвенные силы, чтобы «принять Господа, как в царском славном доме, и, как положенное драгоценное сокровище, иметь Его в храме души, по Его благодати, потому что Ему слава и держава во веки веков. Аминь».
Поучение о молитве из тома 3 книги 2.
Беседа о хананеянке (Беседа 29)
Когда я говорю кому-нибудь: проси Бога, молись Ему, прибегай к Нему с молитвой, то он отвечает: Я просил однажды, дважды, трижды, десять, двадцать раз, и еще не получил. Не переставай просить, брат, пока не получишь; конец молитвы – получение просимого. Тогда перестань, когда получишь, или лучше, и тогда не переставай, но и тогда пребывай в молитве. Если ты не получил, то молись, чтобы получить; если же ты получил, то благодари за то, что получил. Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву? Ты говоришь: Я преклонял колена, – но ум твой блуждал вне; тело твое было внутри церкви, а мысль твоя – вне; уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, договоры, условия, поля, владения, собрания друзей. Диавол зол; он знает, что во время молитвы мы делаем великие успехи; потому тогда он и нападает на нас. Часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чем не мыслим; а когда приходим молиться, то являются тысячи помыслов, чтобы мы вышли без пользы.
Итак, возлюбленный, зная, что так бывает во время молитв, подражай хананеянке; хотя ты – муж, однако подражай жене, иноплеменнице, слабой, отверженной и презираемой. Ты не имеешь бесноватой дочери? Но ты имеешь грешную душу. Что сказала хананеянка? Помилуй меня, дочь моя жестоко беснуется. Так и ты скажи: помилуй меня: душа моя жестоко беснуется. Грех есть великий бес. Бесноватый возбуждает сострадание, а грешник – ненависть; тот заслуживает прощение, а этот не имеет оправдания. Помилуй меня, – краткое слово, но оно нашло море человеколюбия, потому, что где милость, там все блага.
...
О, слово, исполненное благости! Он не ожидает окончания молитвы; еще прежде, нежели окончишь молитву, ты уже получаешь дар. Помилуй меня. Будем же, увещеваю вас, подражать этой хананеянке. Помилуй меня, дочь моя жестоко беснуется, – говорила она. Господь же говорит ей: О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему (Матф. 15: 28). Где еретик? Не сказал Он: Я буду просить Отца Моего; не сказал: Я буду молить родившего Меня. Имел ли Он здесь нужду в молитве? Нет. Почему? Потому, что была великая вера, был великий сосуд, потому и излилась великая благодать. Где нужна еще молитва, там – слабый сосуд. О, женщина! Велика вера твоя! Ты не видела мертвого воскрешаемым, ни прокаженного очищаемым, ты не слушала пророков, не изучала закона, ты не видела моря разделяемым, не видела никакого другого знамения совершаемым Мной, но даже была унижена Мной и приведена в смущение; Я отверг страдание твое, и однако ты не отошла, а осталась; получи же наконец и от Меня достойную и надлежащую похвалу: О, женщина! Велика вера твоя. Жена эта умерла, но похвала ее остается, блистая светлее диадемы. Куда бы ты ни пошел, везде слышишь слова Христовы: О, женщина! Велика вера твоя. Войди в церковь персов, и услышишь Христа, говорящего: О, женщина! Велика вера твоя; равно как и в церковь готов, варваров, индийцев, мавров, и какую только страну освещает солнце. Христос произнес одно слово, и это слово не умолкает, но громким голосом возвещает ее веру, взывая: О, женщина! Велика вера твоя да будет тебе по желанию твоему. Не сказал: Пусть исцелится дочь твоя, но: будет тебе по желанию твоему, – Ты исцели ее; ты будь врачом; тебе вверяю врачевство; поди, приложи его, будет тебе по желанию твоему. Воля твоя пусть исцелит ее. Так хананеянка исцелила (дочь) волею своею, и Сын ли Божий не исцеляет Сам Собой? Будет тебе по желанию твоему. Жена не повелевала и не запрещала бесу, но только захотела, и хотение жены исцелило больную и изгнало бесов. Где те, которые дерзают говорит, что Сын совершал чудеса молитвой? Будет тебе по желанию твоему. Посмотри и на величие слов Его, в них Он подражает Отцу Своему. Когда Бог творил небо, то сказал: Да будет небо, да будет солнце, и было солнце; да будет земля, и была земля; повелением Он произвел бытие (Быт. гл. 1). Так и Христос говорит: будет тебе по желанию твоему. Сродство выражений доказывает общность природы их. И исцелилась дочь ее. Когда? В тот час (Матф. 15: 28); не в то время, когда мать ее пришла домой, но еще прежде, нежели пришла. Она пришла найти ее беснующейся – и нашла здоровой, исцеленной ее желанием. Будем же за все это благодарить Бога: Ему подобает слава во веки веков. Аминь.»