О Церкви 21 века
Е.А. Евдокимова, помощник игумении по миссионерской работе.
"Молодому человеку нужно дать возможность определить смысл своего существования, чтобы он не тратил свои силы на то, что бессмысленно, чтобы сохранил их для важных дел. Пустота может вместить все, что угодно, сектанты тем и пользуются. Они агрессивны и хотят насильно затолкать нас в свои рамки". (Патриарх Сербский Павел. Из интервью журналу Дуга апрель 1999 г.)
1.
Спускаясь с лестницы после посещения Православной Книжной ярмарки, я услышала музыку электрогитары и голос, многократно усиленный микрофоном, который взывал: "Господь, я принимаю Тебя", и эти же слова повторял невидимый хор: «Господь, я принимаю тебя!» и снова: « Господь, Ты со мной!"- и как эхо: «Господь, Ты со мной!» Внизу лестницы была табличка с указателем «Церковь 21 века», и следуя направлению, указанному на табличке, я оказалась в огромном зале, где не было ни картин, ни плакатов, ни окон, но царил полумрак, только на сцене под лучами софитов различимы фигурки людей: один,- тот, что с микрофоном, другой- с гитарой, а ещё двое и среди них - молодая женщина, - воздевают руки, показывая, как надо отвечать на «мантры», которые потоком льются со сцены в уши аудитории. Все четверо одеты в спортивные костюмы, прохаживаются по сцене, намеренно отвлекая внимание публики, стоящей в зале, перед сценой. Молодые мамы катают коляски, некоторые беседуют между собой, стоя с детьми на руках; пары обнимаются; облокотившись рукой на хрупкое женское плечо, слушает проповедь аккуратно одетый юноша. Так много народа! А этажом выше происходит Книжная ярмарка "Православная книга", вход свободный, между прочим... Но там посетители совсем другого рода и там, к сожалению, не так многолюдно. Под монотонное произнесение нараспев призывов "Я верю в чудо" и "Господь, сделай чудо в моей жизни", дирижёры этой встречи начинают с большей энергией восклицать:" У кого из вас проблема с квартирой, поднимите руки и скажите: "Господь, я принимаю Тебя, я принимаю чудо от Тебя, сотвори чудо, Господь, дай мне квартиру! '' Далее следовали призывы чуда о семейной жизни, далее о здоровье...
Не в силах находится в атмосфере массового зомбирования и хаоса, я направилась к выходу. Пришлось пропустить несколько человек, которые возвращались на собрание. В фойе зала я заметила молодую женщину с малышом на руках. Она приветливо улыбалась не то мне, не то своему малышу. Я решила к ней обратиться, чтобы узнать, как сами участники этого собрания говорят о Церкви 21 века: «Скажите, что это за собрание, названное Церковью 21века? Какую веру вы исповедуете?» – выпалила я сходу. Молодая мама с готовностью ответила, что это именно и есть богослужение Церкви 21века. Получалось, что я беру маленькое интервью у сектантки. Женщина рассказала, что своего помещения пока у них нет, что сейчас собрания происходят в этом зале, (аренда которого должна была стоить огромных денег, невольно подумала я). Она торопилась мне сказать, что их церковь можно назвать евангелистско-протестантской. «Простите, а тот, кто проповедует на сцене, он в сане и почему он так странно одет?! Все-таки имя Господа призывает, а сам в тренировочных штанах, -заметила я». Женщина напряглась и уже менее доброжелательно, но всё-таки стараясь улыбаться, спросила: « А где сказано, что нельзя проповедовать в брюках ?! Это наш пастырь». Я не имела намерения ссылаться на Священное Писание, просто была подсознательно уверена в том, что священник носит особое одеяние, уподобляясь первым христианам. Я перевела разговор немного в иную плоскость: «Православные верят, что на священнике, т.е. на посвященном, пребывает Дух Святой». Женщина довольно легкомысленно возразила, что никто не видел этого Духа Святого, так что есть Он или нет Его на их проповеднике, знать не дано. Тут как раз все было ясно, потому что уже в Священном Писании говорится о преемстве Духа Святого при таинстве хиротонии, о чем я и сказала моей собеседнице. Мне хотелось рассказать ей и о левитах и о празднике Святой Пятидесятницы... И я, было, попробовала "открыть рот" на эту тему, но женщина прервала меня: « Знаю, знаю, но все это устарело!» Мне подумалось, как ловко сектанты играют на чувствительности молодых людей к вопросу –модно/немодно, современно/несовременно! Да и само название собрания - «Церковь 21 века» - не означает ли, что это новая церковь нынешнего и будущего, а не прошлого века? Малыш на руках у мамы начал капризничать, но женщина не проявляла беспокойства. Я спросила у нее без связи с предыдущим вопросом: «Скажите, а Вас крестили в детстве? " Она ответила: "Да, и мои родители тоже крещенные.» «А как быть с отступлением от веры православной?- недоумевала я вслух. Женщина отрапортовала заготовочку: «Но ведь в два месяца, когда меня крестили, я не могла выбрать себе веру!» Я возразила : «Да это и не надо! Ваши родители в Таинстве Крещения передали Вам ещё в младенчестве свое духовное родство в дополнение к кровному. И вера в этом смысле и есть наследование духа от старших к потомкам». Не могу сказать, что женщина задумалась. Задумалась я - о том, как просто и как мало в современном мире хотят от Господа получить - воздел руки и прокричал «Господь, дай мне!», и не надо напрягаться в молитве, не надо каяться, исповедоваться, достаточно признать, что вот Господь здесь, рядом, и можно просить... Этакое потребительское отношение к Господу, набегу, наспех. Выражение самодовольства и благополучия, исходившее от моей собеседницы заставило меня задать ей напоследок вопрос : "Вы менеджер?" Она иронично произнесла: " Нет, я актриса". И мы разошлись.
2.
Я всё- таки решила узнать о том, что такое Церковь 21 века и обратилась к источникам в интернете. Само понятие «Церковь 21 века» относит нас к разговору о церковном устройстве в современном мире. Например, как выражает свой взгляд на этот вопрос колумбийский миссионер Сесар Кастелльянос? ( Его стараниями церковь прирастала тысячами новообращенных). Он -сторонник « ячеечного метода», состоящего в структуризации церкви через формирование ячеек – небольших общин начального уровня. Чем больше ячеек, тем сильнее местная церковь. «Работа членов ячейки состоит в Назиданиях, когда члены проявляют заботу друг о друге, используя духовные дары и системы поддержки». Каждая ячейка имеет свою миссию. ( http://bibleoteka.com/leader_cell/1.html ). По схожему принципу происходит расширение церкви методом, который называется « Г-12» (G-12): также как Господь Иисус Христос имел 12 учеников- апостолов и проповедовал в начале Своего пути им, миссионеры Нового Света проповедуют в группах не более 12 человек.
Подход к расширению численности церкви 21 века, по утверждению Сесара Кастелльяноса, должен быть вполне предпринимательский: «Церковь 21 века – это церковь, в которой у пастора будет работа, требующая большей эффективности. Она будет побуждать его работать с предпринимательской жилкой, поскольку церковь – самое важное предприятие страны. Итак, рост сам по себе, потребует два служения внутри церкви: одно – административное служение, со всеми необходимыми отделами, как на любом предприятии, а другое – будет иметь дело с пасторской опекой. В нем будет команда подготовленных пасторов. Другими словами, в церкви должна быть как оперативная, так и духовная часть. Обе будут усердно работать, стараясь достичь одну и ту же главную цель.
Чтобы работать согласно требованиям 21 века, все пасторы должны изменить свое традиционное мышление, сломать старые шаблоны и принять ячеечное видение. Если меняется пастор, происходит чудо, таким образом, пастор сможет повлиять на всю церковь.» (http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=108370)
Главная цель жизни ячейки - это назидание, помощь друг другу в духовном росте. Каждое собрание ячейки может начинаться коротким временем молитвы и поклонения, но ее главное назначение состоит не в этом. Ячейка будет широко пользоваться Библией для повседневного руководства в жизни, но сама она не является местом изучения Библии. Поэтому, Лидеру ячейки не обязательно быть великим учителем Библии (!) или обладать сильными навыками общения. Вместо этого, Лидер ячейки должен любить свое стадо и желать служить нуждам верующих. Он/она служит на пасторском уровне, заботясь о нуждах овец. Это пасторское служение направляется Святым Духом и основывается на библейском учении, которое уже принято в Конгрегации или на Праздничном служении. (http://bibleoteka.com/leader_cell/1.html).
Праздничное служение определяется как такая форма встречи членов церкви, при которой на собрании можно « продемонстрировать жизнь Тела в поклонении Богу». А что есть "Тело" в данном контексте: то ли « Тело» - это совокупность всех присутствующих на собрании, сама Церковь и ее члены, то ли так выражена мысль о том, что человек телом поклоняется Богу-можно ведь и так понять: «жизнь Тела в поклонении Богу»! Т.е. телом кланяемся, а не духом преклоняемся…- прим.наше).
На таком собрании общегородского масштаба имеет место хвала и поклонение, основательное учение Библии и евангелизация. Оно является важной частью публичного свидетельства Божьего народа. Для него нет предела в его размерах и эффективности. На самом деле, девиз здесь может быть таким: "Чем больше, тем веселее". Музыка направлена на поклонение Богу. Много пения. Атмосфера обычно буквально заряжена радостью. Обычно хвала и поклонение продолжаются целый час.»
http://bibleoteka.com/leader_cell/1.html
3.
Мы публикуем данный материал для того, чтобы люди в поисках, чем заполнить духовный вакуум, остерегались и учились различать, где истинное христианское вероучение, а где под именем Христа проповедуют совсем другие ценности. За использованием «ячеечного метода» скрывается манипулятивная работа с неверующими согласно утвержденным планам. Эти планы на деле не более чем удачные менеджерские проекты.
На собрании петербургской секты Церковь 21 века и происходило примерно то, что было описано выше: «много музыки, много пения, хвала и поклонение…».
У секты Церковь 21 века есть сайт, на котором выложены материалы, касающиеся истории создания, личности проповедников, контактная информация и прочие обычные компоненты меню.
Идеологи этой секты пишут о своей миссии так: «Церковь XXI века - христианская Евангельская церковь протестантской конфессии, исповедующая евангельские истины в современном обществе. … в основание нашей миссии мы полагаем Его ( Иисуса Христа) желание и ожидание, которое Он выразил в Великом поручении: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» Мф.28:19,20.
В этих стихах отсутствует важное указание на то, что сказал Господь чуть ранее, в 18 стихе 28 главы от Матфея : «дана Мне всякая власть на небе и на земле». Это значит, что Господь Своей властью дает силу апостолам учить, а не от себя пошли они проповедовать Слово Божье! И как мы знаем, главное, через что приходит любовь Божья к нам, православным христианам, – это евхаристия- «благодарение» за приобщение к Божественной любви.
Очень важно здесь вспомнить о христианском понятии «Церкви». Ключевые формообразующие понятия Церкви Христовой – это ее глава - Христос, основание Церкви от сошествия Святого Духа - Пятидесятницы, размежевание с другими религиозными общинами, и принадлежность к Церкви через Таинства, и прежде всего, Таинство Евхаристии. Все другие собрания, где говорят о Христе, где изучают Библию и пр., могут называться по букве Церковью, но являть собой параллельную структуру, служение, глава, учителя которой ничего не имеют общего с подлинной Церковью Христовой.
О миссии, заявленной на сайте, читаем: http://21church.ru/видение/
«Мы идем к людям, окружающим нас в семье, на работе, учебе и в обществе, и несем им благую весть об Иисусе Христе, являя собой образец Христианской жизни. Мы осуществляем эту миссию и через активное участие в общественной жизни города – концерты, благотворительные акции и социальные проекты. Также мы стараемся пробудить в людях интерес к Евангелию и христианским ценностям в медиа-пространстве через радио, телевидение и интернет.
Мы идем также в домашние группы, где мы можем уделить каждому человеку внимание и проявить заботу. Все эти мероприятия призваны возбудить в людях любовь к Богу и желание примириться с Ним, познавать Евангелие и личность Иисуса. Так человек становится учеником Христа, то есть христианином.»
Для людей непосвященных эти слова могут показаться близкими и понятными, форма работы доступной, оригинальной, не требующей больших духовных подвигов. В этом их привлекательность для современного человека, перегруженного информацией, заботами о хлебе насущном, с вечным дефицитом времени…
Но что говорил Господь? ( Мф.24: 4-6) - «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. ( Мф.24:11) и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих».
Что и происходит ныне, в частности, с Церковью 21 века, позиция которой достаточно активна. Выход в медиа пространство интернета состоялся в 2008 году, о чем портал baznica.info информировал оптимистично: « 7 декабря началась история Информационного Служения Церкви XXI века (Санкт-Петербург). Старший пастор церкви Вячеслав Макаров обратился к собравшимся в конференц-зале журналистам, дизайнерам, программистам, видео операторам и фотографам. После молитвы, он озвучил видение церкви, свои пожелания к участникам встречи, и отметил актуальность служения. Информационное Служение в Церкви XXI века началось! А значит, еще одна евангельская община вырвется из информационной блокады.»
http://baznica.info/article/tserkov-xxi-veka-nachinaet-informatsionnoe/
Те же, кто знаком с членами Церкви 21 века, говорят следующее: «В интернете считают Церковь 21века неопротестантской организацией. Один из отзывов тех, кто посетил заседания этой организации, говорит сам за себя:
"...харизматическая секта. Люди от туда уходят(если все же повезет) психически ненормальными. Я там была лично сама пару раз. Когда начинало происходить беснование ( говорение как бэ иными языками -они это так называют) становилось страшно."(сохранена орфография автора отзыва. Отзыв оставлен еще в 2015 году).