Святитель Иоанн Златоуст (27/14 сентября)
Об Иоанне Златоусте, удивительном святом, столпе Православия, знает каждый христианин. Святой Иоанн по происхождению был аристократом. Он получил образование у лучших учителей блистательной Антиохии. Иоанн имел возможность сделать головокружительную карьеру и предаваться праздной жизни мегаполиса, но эта жизнь не смогла увлечь его своим блеском. Кипучее море юности будущий Святитель прошел “яко по суху”. Утонченная душа этого талантливого и образованного молодого человека тянулась к монашеству, в котором ему открывались ответы на все духовные запросы души. Восемь лет Иоанн предавался монашескому подвигу и из них два года - всуровых условиях пустынного отшельничества. Из пустыни будущий Святитель на всю жизнь вынес любовь к аскетической жизни. Монашеский подвиг Иоанна Златоуста был тойшколой внутреннего очищения, которая дала ему возможность принять дар священства.
Как многоценный бисер, собирает он добродетели. В монашеском звании - аскетизм, в звании дьяконском - милосердие, в звании пресвитера - любовь к пастве. Промыслом Господа восходит святой от силы в силу. Очищенное покаянием сердце святого способнопринять благодать Святаго Духа. И именно в этом была сила проповеди того, кто Народом был назван Златоустым. Вокруг стяжавшего дух мирен спасались тысячи.
Буйные антиохийцы в покаянии склоняли свои головы перед Господом. Взаимная любовь возросла в Церкви. Именно в этот период жизни были написаны основные произведения Святителя.Толкование Писания святым Иоанном Златоустом - многоценная сокровищница.Как известно, святой относится к антиохийской экзегетической школе, особенностью которой является буквальное толкование текста Писания. Глубокое основание религиозного чувства, логический анализ, психологический взгляд и правильный такт освещают ему задачу толкований, дают возможность святому метко угадывать мысль автора.
Однако, святому предстоял новый подвиг, Господь призвал его на архиепископское служение. Пресвитер Иоанн был буквально выкраден и тайно привезен в столичный Константинополь. И к этим обстоятельствам святой также отнесся со смирением. Скорби, клевета и вражда преследовали Константинопольского архиепископа в его служении.
Развращенный роскошью клир столицы империи с глубоким непониманием воспринимал деятельность своего Первосвятителя. Стремление наладить духовную жизнь согласно Евангельским заповедям, благотворительность в противовес роскоши, любовь к нищим и страдающим вместо преклонения перед властью и богатством - все это чуждо миру.
Венцом святости святителя Иоанна был мученический венец. Гонения, ссылки, голод и холод, болезни и оскорбления претерпел с благодушием этот светильник веры. Именно в этот период он писал:” Одно только есть истинное горе - это грех; а все прочее: изгнания, лишения имущества, заточение, клеветы и все подобное - тень, дым, паутина или что-нибудь еще более ничтожное”. Слабый телом, но сильный духом, и в изгнании святой поддерживал свою паству. Из ссылки он написал множество писем в поддержку верных ему друзей. 14 сентября 407 года по пути к новому месту заключения, изнемогший в болезни Святитель совершил Божественную Литургию, причастился Святых Христовых Таин и со словами “ Слава Богу за все” перешел в Вечность.