4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

4 декабря по новому стилю, 21 ноября по старому, Русская Православная Церковь вместе со всем православным миром празднует один из великих двунадесятых праздников, праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник посвящен земной жизни Богородицы, и является одним из трех, которые основаны на Священном Предании, а именно: Рождество Богородицы и Ее Успение. А на Евангельских событиях основан праздник Благовещения, когда осуществилась великая земная миссия Богородицы и Приснодевы Марии. Но такое ограниченное число великих праздников, посвященных Богородице, дополняют множество праздников, посвященных Ее разнообразным образам. Некоторые из икон Богородицы, как, например, Казанской иконы Божией Матери, отмечается даже два раз в год. Празднуется Покров Пресвятой Богородицы, столь любимый в русском народе. Много-много праздников, отражающих великую благодарность и любовь нашу к «Заступнице усердной рода христианского».

Среди всех этих праздников праздник Введения во храм — своеобразный, особенный, аналогов которому в Церкви больше нет. Что же мы празднуем в этот день? И почему праздник Введения считается великим?

Священное предание говорит нам о том, что когда Богородице исполнилось три года, ее родители, которых Церковь именует богоотцами, Иоаким и Анна, отвели свою дочь в храм, чтобы во исполнение обета посвятить ее Богу. Этот родительский обет был исполнен в благодарность Богу за дарованное дитя, поскольку Анна долгие годы страдала бесплодием, что считалось в Израиле тяжелым наказанием. В то же время посвящение младенца Богу не предполагало его дальнейшей аскетической или монашеской жизни. Родители как бы передоверяли воспитание ребенка непосредственно служителям храма, а через них — Богу.

Храм, как известно, в Иерусалиме был один. В нем была Святая Святых, алтарь, где некогда хранился Ковчег Завета, но кроме того, были в комплексе храма и особые духовные школы, где воспитывали отроков и отроковиц, посвященных Богу. Эти школы были тоже частью храма. Вот сюда-то и привели юную девочку Марию. Встретил девочку по преданию Первосвященник Захария. Он был не только высшим духовным лицом Ветхозаветной Церкви, но и безусловным моральным авторитетом.

Трехлетняя Марию, вступив на первую ступеньку лестницы, ведущей в храм, преисполнилась таинственным восторгом, и сама без посторонней помощи взошла по всем пятнадцати ступеням, ведущим в Святилище. Это Ее восхождение было воспринято окружающими как настоящее чудо. В храм она вошла торжествующей и радостной, как в заветное пристанище своей души. Согласно Преданию, это восхождение отроковицы Марии во храм произвело такое сильное впечатление на Первосвященника Захарию, что он, вопреки традиции, ввел девочку в Святая Святых, куда даже и сам имел право входить только раз в году.

Но, конечно, праздник Введения во храм не связан только с этими священными минутами. Он показывает в перспективе всю жизнь Владычицы нашей Богородицы от самого начала вплоть до Благовещения — следующего события в Ее жизни, которое празднуется уже отдельно.

Пребывая во храме, Дева Мария поражала всех окружающих своим совершенством, полнотой своих добродетелей. Она занималась, конечно, традиционным рукоделием, но также очень деятельно и самоотверженно она помогала нищим, больным, тем, кто приходил в храм по необходимости. При этом она проявляла и глубочайшее смирение, и кротость, и терпение, которые удивляли и восхищали всех окружающих. По сути, Богородица с младенчества, с самого введения Ее во храм вела жизнь ангельскую. Митрополит Антоний ( Сурожский) так говорит об этом чуде появления Девы Марии в Святая Святых: «Не тронутая грехом, не оскверненная ничем, но уже способная чистым сердцем, не оскверненной плотью, не затуманенным умом отозваться на святыню, на славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица посылается в эти глубины молитвенного, созерцательного общения».

Когда девочке исполнилось 11 лет, а она к тому времени уже осиротела, ее обручили родственнику — праведному Иосифу, которому было тогда уже 80 лет, с тем, чтобы он соблюдал ее, то есть заботился о ней и оберегал. Таким образом, была уважена благословенная духовная миссия в виде обета безбрачия, который взяла на себя эта удивительная девочка. Девочка, которой уже две тысячи лет продолжают молиться сотни миллиардов христиан по всему миру. Так святость маленькой девочки и святость храма соединились в этот день. Соединились, чтобы, в конце концов, породить высшую святость — святость Бога и Человека, соединенных во Христе.

На иконе, посвященной событию Введения во Храм Пресвятой Богородицы , традиционно изображается в центре маленькая фигурка Девы Марии, рядом изображаются родители, который привели Ее в храм, и священник, принимающий Ее. На этой же иконе, обычно в углу, может быть запечатлен еще один момент, связанный с жизнью Пресвятой Девы в храме – сидящая Мария принимает пищу из рук ангела. Тропарь, глас 4.

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль