Праздник Успения Пресвятой Богородицы в монастыре

Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы в монастыре состоялась Всенощная служба с литией. Служба была пронизана светлыми чувствами. Удивительно пел хор сестер; слушая песнопения, посвященные Богородице , в душе рождались чувства любви, тепла и духовной чистоты, ведь этими духовными богатствами и была щедро одарена Матерь Божия. В Русской церкви этот праздник, пожалуй, один из самых популярных. Об этом свидетельствует то, что в честь него посвящено множество храмов. Например, кафедральным собором РПЦ многие столетия был именно Успенский – тот, что в Кремле.

Этот праздник считают "Богородичной Пасхой". Одной из причин такого названия является то, что на этот праздник выносится Плащаница, изображающая "уснувшую" Пресвятую Богородицу. Такой обряд характерен для праздника Воскресения Христова. В Страстную пятницу в храмах выставляется плащаница – большая икона умершего Спасителя. И перед ней совершаются особые службы. В том числе чин погребения Иисуса Христа, в конце которого плащаницу обносят вокруг храма.

 

Вот и на Успение Богородицы в центр храма Похвалы Богородицы в монастыре была вынесена Плащаница Богоматери. А на третий день, который совпал с Воскресеньем, был совершен чин погребения Богородицы. И с плащаницей верующие обходили вокруг храма.

Название праздника говорит само за себя: Богородица не умерла в привычном понимании этого слова. Она уснула, то есть, говоря на церковнославянском, – "успела".

Согласно преданию, к моменту своей кончины Богоматерь жила в Иерусалиме и часто посещала Голгофу, где был распят Ее Сын. Однажды во время молитвы там Ей явился архангел Гавриил, возвестивший о том, что "Сын Твой и Бог Наш приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время".

В ознаменование своих слов он вручил Деве Марии ветвь от райского дерева. Ее архангел повелел нести перед гробом при погребении.

Перед смертью Богородицы в Иерусалим пришли все апостолы, кроме Фомы. Когда Матерь Божия почила, они несли Ее тело в Гефсиманский сад, где десятками лет ранее произошло успение праведной Анны – матери Богородицы.

А во время погребения Богородицы апостолам явился Господь Иисус Христос, Он и принял Ее душу и упокоил Ее в Царстве Небесном. (Это событие часто является центральным при изображении Успения Богородицы на иконах.)

Спустя три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома. Другие ученики Спасителя ему рассказали об увиденном, и апостол Фома попросил отвалить камень от гробницы, чтобы он мог попрощаться с Божьей Матерью. Когда же доступ в гробницу оказался свободным, то обнаружилось, что тела Богоматери там нет. Так и узнали ученики, что Господь воскресил Богородицу и вознес Ее тело в Рай.

На службах многократно поется тропарь Успения Богородицы:

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́
Преставилася еси к животу, Мати сущи Живота.
и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Чин погребения -эта служба погребения Божией Матери. В одном из греческих изданий 19 века носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». В рукописях (греческих и славянских) служба открыта не ранее ХV века. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее («Похвалы», или «Непорочны») представляет собой искусное подражание великосубботним «Похвалам». В ХVI веке она была широко распространена на Руси (потом эта служба была почти забыта). В настоящее время во многих храмах перед богослужением с чином погребения выстилается дорожка из лепестков цветов, тем самым украшая путь восхождения Богородицы на Небо.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль