Особые праздники во время Великого Поста

Великий пост отмечен рядом духовных событий, важных для православных верующих.

В первую неделю Великого поста с понедельника по четверг читается Великий Покаянный Канон Андрея Критского, который прочитывается еще раз уже на пятой неделе Великого Поста полностью в храме (в четверг пятой недели Четыредесятницы, когда Церковь чтит память святой преподобной Марии Египетской). Богослужение этого дня получило особое именование – Мариино стояние. Когда Церковь почитает выдающийся покаянный подвиг святой Марии Египетской, Великий канон святителя Андрея как нельзя лучше подходит для молитвенного раскаяния человека в своих прегрешениях.

В первое воскресенье после начала Великого поста (5 марта) Церковь празднует Торжество Православия. Установление праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи. В этот праздник Церковь торжествует над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.

Воскресенье 2-ой недели (12 марта) будет посвящено святому Григорию Паламе. Почему именно этот святой отмечен особым днем его памятования? Развитие Русской Церкви и Северо-Восточной Руси связано с паламитами – сторонниками свт. Григория Паламы. Патриарх Константинопольский Филофей (1353-1376), который канонизировал свт. Григория Паламу в Византии, принимал деятельное участие в делах Русской митрополии. Он поддерживал cв. митрополита Алексия I в борьбе за объединение Руси вокруг Москвы, высоко ценил прп. Сергия Радонежского и благословил его устроить общежительный монастырь.

Святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, известен как защитник исихазма – мистического учения, возникшего в монашеской среде Египта и Синая в IV веке (исихия – безмолвие). В споре о природе Фаворского света, произошедшем в Константинополе в 1437 году, он одержал убедительную победу над Варлаамом Калаврийским, стоящим на позиции рационализма в богопознании. Святой Григорий Палама, будучи очень образованным монахом, написал духовный труд в защиту от критики афонских «безмолвников». Это знаменитые «Триады в защиту священнобезмолвстующих». «Триады» продолжают разговор о духовном восхождении, объясняют, что такое сведение ума в сердце и другие высокие ступени духовного восхождения.

С воскресенья 3-ей недели (19 марта) начинается Крестопоклонная неделя, когда Церковь поет: «Кресту Твоему поклоняемся Христе…». Святитель Феофан Затворник пишет: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом.»

Воскресенье 4-ой недели (26 марта) посвящено святому Иоанну Лествичнику, который считал покаяние путем возвращения к Богу. Вот как он писал в своих трудах: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния».

Воскресенье 5-ой недели – празднование памяти прп. Марии Египетской, и, наконец, в 6-ую неделю, которая выходит за пределы Четыредесятницы, отмечается Вход Господень в Иерусалим, Вербное Воскресенье, после которого начинается Страстная седмица.

Об этих вехах Великого поста будем размышлять и духовно просвещаться. Пост предоставляет нам для этого достаточно времени, друзья!

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль