III Международная Конференция по Сакральному туризму

С 27 го по 29 ое апреля в Свято-Духовском Просветительском центре Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры проходила работа III Международной Конференции по Сакральном туризму, Конференция состоялась по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, который прислал приветственное слово к участникам конференции. Владыка, в частности, отметил, что программа конференции, как и в прошлом году, очень насыщенная. Он также высказал мнение о том, что конференция предоставляет возможность поделиться своими взглядами известным специалистам в области церковной архитектуры и религиозного туризма. Особенно актуальна тема архитектурного восстановления храмов и церквей в свете нехватки культовых зданий.

На Конференции зачитывались приветствия от многих организаций и персон: от Российского Географического общества, от Православной Церкви Всея Финляндия, приветствие от Сербской Православной Церкви, а также Приветственное слово участникам конференции от Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, от Всемирного клуба Петербуржцев, от Фонда «Историческая Перспектива» и др.

Открыла тематическую часть конференции игумения Илариона, настоятельница Константино-Еленинского монастыря. Доклад Матушки был посвящен Свято-Троицкому Линтульскому монастырю, который возник на стыке двух столетий и накануне Первой мировой войны и революции в России был уже известной на северо-западе обителью. Матушка высказала мысль о том, что "не место красит человека, а человек - место". Господь Сам выбирает угодные Ему географические точки, чтобы являть там Свое присутствие в мире. И в этом смысле "место красит" присутствующего там человека. Например, Святая Гора Афон: вряд ли кто-либо из людей сможет прибавить ей красоты и святости. Если человек своей деятельностью соответствует замыслу Божию о том месте, куда его Господь привел, то и сам человек может украсить это место и таким образом прославить Бога и получить спасение. Если человек своей деятельностью нарушает замысел Бога, например, разрушает храм, то и сам получает осуждение, и святое место оскверняется.» Матушка рассказывала историю обители с глубоким знанием, т.к. она изучала исторические документы, оставшиеся архивы, ездила в Финляндию, куда Линтульский женский монастырь эвакуировался накануне Второй мировой войны.

Несколько фактов из истории обители: В 1894 году помещик Федор Петрович Неронов построил Свято-Троицкий храм, при котором была открыта потом женская православная община с целью окормления русских православных людей, проживавших на прилегающих к храму финских территориях. В обители насчитывалось почти 70 сестер, монастырю принадлежало более 100 га леса и земель, сестры самой своей молитвенной и трудовой жизнью проповедовали православную веру.

Монастырь был связан с батюшкой Иоанном Кронштадтским, который освящал обитель и окормлял сестер монастыря. Одним из жертвователей в пользу монастыря был известный предприниматель Иннокентий Сибиряков, в последствие принявший монашеский постриг на Афоне и закончивший свой жизненный путь схимонахом. В монастыре случались пожары. Так в апреле 1916 года почти полностью сгорела Троицкая церковь. В огне погибли иконостас, ценные иконы, ризница, богатая библиотека и большая часть церковной утвари. На месте сгоревшей церкви в 1919 году была возведена новая, также в честь Св. Троицы, но ей суждено было простоять всего около двадцати лет. В 1918 году Финляндия получила независимость. В эти годы граница закрылась, монастырь оказался на территории в Финляндии, в особой пограничной зоне со строгим контролем. Приезд паломников прекратился.

Матушка Илариона заострила внимание на том, как сестры переживали революционные события 1917 года: ведь известно, что монастырь переходил из рук в руки, в монастырских помещениях были расквартированы то красногвардейцы, то войска белой гвардии. В такой обстановке очень важно было сохранять сам уклад монашеской жизни. В революционные годы число монахинь уменьшилось до 40, в монастыре наступил голод. Однако жизнь в Линтульском монастыре продолжалась и, уже 1918 году, епископ Выборгский Серафим (Лукьянов) назначил игуменьей монахиню Ларису. В 1919 году он же освятил восстановленный после пожара Троицкий храм. Средства на постройку пожертвовал князь Иван Николаевич Салтыков. Архитектор Иван Бах использовал прежний гранитный фундамент, однако изменил облик храма, придав ему черты модерна. Внутри храма, в его южной части, была устроена усыпальница благотворителя и его жены, княгини Екатерины Константиновны Салтыковой. После получения Финляндией в 1918 году независимости Православная Церковь на финской территории формально подчинялась Св. патриарху Московскому и Всея Руси, Тихону до 1923 года. На этот период приходится особенно напряженная монашеская жизнь в монастыре, достаточно сказать, что в период с 17 по 39 годы десять монахинь приняли схиму. У монастыря было свое кладбище, которое стало местом поклонения ,- святым местом для русских, оказавшихся в Финляндии в эмиграции. Но связь с Российским Патриархом была практически невозможна, и православные приходы в Финляндии перешли в подчинение Константинопольского патриарха. В 1939 году началась Советско-Финская война. Монастырь оказался во фронтовой зоне. Сорок сестер вынуждены были навсегда покинуть свою обитель, с собой удалось взять лишь чтимую икону Божией Матери Иерусалимской. Здания, святыни, богослужебная утварь погибли и были разграблены во время боевых действий в 1939, 1941 и 1944 годах. Конечно, в докладе матушка Илариона коснулась и периода восстановления на месте разрушенного Свято-Троицкого Линтульского храма новой двухпрестольной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Эта церковь стала подворьем Константино-Еленинского женского монастыря.

Интересным был доклад протодиакона Георгия из Финской православной церкви, который посвятил свое выступление вопросам сходства и различия паломничества и туризма. И туризм и паломничество являются служениями: в одном ( в паломничестве) проявляется постоянство смирения, а во втором служении - туризме - смирение к постоянным изменениям. «Паломничество – это средневековый туризм»,- так несколько парадоксально утверждает отец Георгий, но его утверждение не безосновательно, и в своем докладе протодиакон Георгий это доказывает. Что искали древние паломники в этих поездках? Паломников всегда привлекала новая пища и познание новых мест. Если обратиться к современности, то финских паломников очень привлекает круизное паломничество, особенно на Валаамский архипелаг. С начала организации этих поездок было совершено более 300 круизов из Финляндии на Валаам. Его называют Северным Афоном, - так высока планка нравственной чистоты и духовной силы монахов, населявших этот архипелаг. О том, какое вдохновение оказывала природа Валаама на композиторов и художников, также не преминул сказать докладчик из Финляндии. Но самым интересным, пожалуй, в этом выступлении был вопрос о том, где живет сегодня традиция Валаама – в России или в Финляндии, ведь после революции и военных действий конца 30 –х годов монахи ушли в Финляндию, где они основали Ново-Валаамский монастырь, а финны восприняли православную монашескую традицию. И в этом вопросе также уместно вспомнить мысль о том, что место, отмеченное присутствием Божиим, безусловно, может влиять и влияет на человека и одухотворяет его личность и в этом смысле « красит» человека. Но сохранение монашеского устава и монастырской традиции монахов Валаамского монастыря происходило в Финляндии, да и господин Тимченко - жертвователь огромных средств для восстановления Валаамского монастыря – является с 1999 года гражданином Финляндии.

Интересным было сообщение заведующего паломнической службы Санкт-Петербургской епархии В.А. Дервенева о создании новой экспозиции музея блокадного Ленинграда, планируется, что в 2018 году в связи с юбилеем прорыва блокады в 1943 году выставка должна будет объехать полмира.

М.Ю. Спирина посвятила свой доклад теме глобализма и проблемам, с которыми сталкивается современный человек, для которого традиционные национальные ценности являются первостепенными. Сторонники глобализма вынуждены констатировать, что темпы процессов глобализации все же отстают от прогнозированных. С иронией Марина Юрьевна заметила, что некоторые сторонники глобального объединения мира всерьез говорят о пост-человеческом обществе, о человеке, как о био-социальном субъекте, о возможности конструирования человека.

Однако если национальное самосознание остается для человека и общества в целом необходимым условием нормального развития, то крайне важно сохранять традиции и знакомить с историей новые поколения. В этом смысле роль туризма и паломничества только возрастает. Поэтому отрадно, что возникают такие эко- и этно-проекты, как Кенозерский национальный парк, где собраны образцы древних промыслов, старинных построек, в том числе церквей, где можно что-то сделать своими руками, например, участвовать в постройке берестяной лодки, попробовать провести рыбную ловлю старинным способом , приготовить пирог с лесными ягодами и т.п. В таком тесном сотрудничестве экскурсовода и туриста возникает эмоциональное сопереживание, и знания оставляют более глубокий след в сознании туристов.

Конференция продлилась до 29 апреля. В завершении участники и докладчики получили сертификаты участника III Международной Конференции Сакральный туризм 2017.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль
Пользователи
он-лайн