О сектах вообще и о тоталитарных сектах в частности
«Секты существуют столько же, сколько существует и христианство. Из истории христианства мы знаем, что с самого начала бытия христианской Церкви стали появляться гностические секты, а затем монтанизм, манихейство и т.д. Сектантское искушение постоянно присутствует в истории Церкви.» ( из книги А.Дворкина «Сектоведение». Изд-во Александра Невского Братства, 2002 г., Н.Новгород).
Самое лаконичное определение секты: Секта – это религиозная группа.
Чем страшны секты? – «…секты используют все новейшие технологии контролирования сознания, которые раньше попросту не были изобретены». ( Цит. по А. Дворкина « Сектоведение»). В этом их отличие от древних сектантских групп. « При современных скоростях передвижения, технологических новшествах, обилии информации и умении манипулировать, контроль над сознанием принимает массовый и тоталитарный характер, что раньше было попросту недостижимо». ( Там же). Активность сектантских движений особенно обострилась в начале ХХ века, когда происходит разрушение сложившегося в продолжении веков отношения к традиционным религиям, в которых установились определенные церковные обряды. Целью этих сект была борьба с традиционностью, а оправданием - расцвет всего индивидуалистического.
В религии укреплялся приоритет личных психологических переживаний и ощущений над «церковностью, обрядностью, клерикализмом». Секты, возникавшие на основании видений и откровений того или другого человека, стали восприниматься как нормальные, закономерные и даже положительные явления социо-культурной жизни. В это время процветают всякие оккультные практики, которые не имели ничего общего с Богом, а лишь были нацелены на установление связи с потусторонним миром. Occultare – в латинском языке означает « прятать, скрывать». Этот корень вошел и в современные романские языки с тем же самым значением. В русском языке «оккультный» значит «скрытый, невидимый». В сектантстве и оккультизме происходит «обмельчание» духовных потребностей человека: где Бог и где мир духов, и кто является медиумом между миром земным и миром невидимым? Здесь не до религиозных вопросов.
Очень закономерно спросить, можно ли вообще разные секты называть религиями? Ведь слово РЕЛИГИЯ происходит от латинского religare – т.е. соединять, заново связывать. Другими словами «восстанавливать связь» с Богом. Но в сектах всегда выходит на первый план связь членов секты с лидером, с главным лицом, возглавляющим секту, с создателем секты, с посредником. Это такая внешняя оболочка, оформляющая секту: есть члены секты и есть лидер. В целом, карикатурное подражание церковной структуры с ее иерархией: Церкви как Телу Христову, где Христос- Глава Церкви, Бог, противопоставляется объединение членов секты, во главе которой стоит лидер, такой же как и все – грешный человек.
Зарождение современных тоталитарных сект во многом было подготовлено процессом бесконечного дробления постпротестантских деноминаций и сект, происходившим в конце XIX века.( NB! Деноминациями называются организации, занимающие промежуточное положение между церковью и сектой. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом. Впервые понятие введено американским богословом Х. Р. Нибуром. )
С другой стороны, говоря о сектантстве, нельзя не коснуться вопроса о т.н. «новой религиозности». Что это такое? Религиозность вообще— это степень влияния религии на отдельного человека и на группы людей, а также влияние на процессы и на тенденции, которые протекают в религиозных представлениях людей и в их деятельности. Так вот религиозность в начале ХХ века, особенно на Западе, была заражена идеей единства мира, впоследствии оформившаяся в идею глобализма. Она возникла как результат научно-технического прогресса, сопровождавшегося интеграцией различных культур в единую цивилизацию, и во многом способствовала возникновению мысли о внутренней тождественности всех религий. Как пишет Александр Дворкин в цитируемой книге, « постпротестантские секты продолжали дробиться, а теософствующие интеллигенты создавали все новые и новые синтезы… Лишь после Второй Мировой войны все эти и многие другие элементы начали активно взаимодействовать, влиять друг на друга и соединяться в самые причудливые комбинации», порождая интеллектуальные аналогии в области культуры, которая, конечно, касалась и религиозной стороны бытия. Можно сказать, что в основе этих интеллектуальных открытий лежала не духовная деятельность, а умственная работа в отрыве от Бога.
Религии могут быть сходными в мелочах, но принципиально различаются в главном - в вопросе веры. Во что верят люди, причисляющие себя к той или иной религиозной организации – это главное. А стремление объединить все религии в конце концов приводит лишь к появлению еще одной секты.
Одной из формообразующих черт в сектантстве является наличие коммерческого интереса у создателей секты. С этой точки зрения можно сказать, что секта может быть коммерческим проектом. Конечно, в сектах происходит воздействие на людей через языковые приемы, с помощью т.н. нейролингвистического программирования. А иначе как заставить здравомыслящих людей отдать все свои финансовые ресурсы в руки управляющих сектой, ради процветания секты?
В чем разница между сектой и тоталитарной сектой? – тоже очень интересный вопрос. Секта – это религиозная группа людей, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или общинам) страны или региона, не являющаяся неотъемлемой частью ни одной из мировых (христианство [православие, католицизм, протестантизм], ислам, буддизм) и национальных религий (иудаизм, индуизм). Тоталитарная секта есть авторитарная секта, использующая комплекс специальных психологических приемов (контроль сознания) с целью подавления воли человека и контролирования его мыслей, чувств и поведения, для вербовки в свои ряды адептов, а впоследствии для превращения человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена. Если секта – это объединение людей на идейной основе, то тоталитарная секта – это объединение людей, имеющее стратегическое значение, потому что их коммерческие амбиции напрямую зависят от количества вовлеченных в секту людей.
Стремление лидеров тоталитарной секты к власти над своими последователями и к их эксплуатации тщательно скрывается под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.
Нам представляется важным выделить следующее:
Признаки тоталитарной секты
К характерным признакам секты можно отнести:
- психологическое давление - когда новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание подвергается интенсивному воздействию, называемому зачастую программированием сознания. В ряде сект для этого выстраивается целая система религиозного маркетинга;
- двойное учение - одно для рекламы своей секты, а другое для внутреннего пользования;
- иерархия - человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте;
- непогрешимость секты и ее основателя - секта всегда претендует на то, что это высшая истина, в противовес всем остальным;
- элитарность - мысль о том, что они - единственно спасенные люди, что все окружающие - люди "второго сорта", обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты;
- контроль жизнедеятельности - адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. В отдельных сектах стремятся к полному контролю, включая интимную жизнь адептов.
Симптомы человека, вовлеченного в секту
- изменение поведения, манеры одеваться, словарного состава, интересов;
- повторяющиеся и непривычные цитирования;
- заученные речи или впечатление проигрываемой пластинки;
- падение интереса к семье, друзьям, к профессии или школе, к развлечениям;
- рост числа встреч в неделю (и собраний);
- деловые поездки по стране и за границу с определенными целями в интересах секты;
- активное телефонное общение;
- переписка;
- длительное чтение или медитация;
- своеобразный режим питания;
- монотонный голос;
- агрессивность или безразличие;
- замкнутость или экзальтация ради нового дела;
- значительные денежные траты: займы в банке, сборы у родственников, друзей.
Давая общую характеристику сектантству, мы преследуем цель ознакомить всех заинтересованных в изучении этой темы читателей с этим явлением в религиозной жизни общества. Мы рассматриваем сектантство с позиций осознания той простой истины, что сектантство отвлекает людей от высоких духовных поисков, потому что в его основе лежит ложная доктрина, обещающая членам сект и тем, кто попал в сложную ситуацию, скорое решение сиюминутных проблем и потребностей, а не изменения бытия и обретения подлинного смысла жизни.
Мы продолжим публикации о сектах, ведя эту работу в просветительских целях.