19 января – праздник Богоявления

19 января – праздник Богоявления. Мы все знаем об этом празднике , который входит в Рождественский цикл праздников Господних. Однако в сознании большинства людей этот праздник совмещается с праздником Крещения. Это и понятно, ведь сначала Бог воплощенный явился народу во время крещения в Иордане от пророка Иоанна. Крестившись как и все остальные, Иисус был явлен как Бог - Дух святой, сошедший в виде голубя на Него, и глас с Небес: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение» ( Мк, 1:9-11) явили Сына Божия еврейскому народу.

На самом деле, Богоявле́ние (греч. Θεοφάνια — Теофания), (более древнее название — Явление (греч. Επιφάνια — Эпифания); ещё одно название — Просвеще́ние (греч. Φώτως) — один из древнейших христианских праздников наряду с Пасхой и Пятидесятницей. Посвящённый рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, а также крещению Иисуса Христа в Иордане, праздник этот восходят ко II веку и упоминается уже у Климента Александрийского и гностиков.

В ходе истории праздники разделились: Рождество Христово стало отдельным праздником, а Богоявление – самостоятельным от него праздником.

Слово Επιφάνια (эпифания) первоначально использовалось применительно к самому факту явления Христа в мир, то есть Его рождению в том смысле, что рождение человека на свет Божий – это явление человека миру. О празднике Богоявления, как о празднике, посвящённом Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым, говорится, например, в проповедях Григория Неокесарийского и Григория Богослова.

Первые упоминания о празднике относятся к рубежу II и III веков. В начале IV века празднование Богоявления приобрело массовый характер на Востоке, а чуть позже и на Западе. В том же веке сначала на Западе, а к концу века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество.

Разными именами называются эти праздники в православной и в католической традиции. В средние века в православии праздник именовался также «Теофания» (греческий эквивалент слова «Богоявление»), а в католицизме — Manifestatio (Явление).

Дальнейшая эволюция смысла праздника шла в православии и католицизме разными путями. В православии праздник Богоявления связывался с Крещением, теряя связь с рождественскими событиями. В связи с этим в православии появилось и новое толкование слова «Богоявление» (отсутствовавшее в древности), как явление Бога во время Крещения в полноте Троицы (Бог-Сын крестился, Бог-Отец говорил с небес, Бог-Святой Дух сходил в виде голубя).

В католицизме, напротив, праздник Богоявления всё более и более связывался с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, поклонением волхвов. Интересно, что Крещение в ординарном чине римской мессы празднуется в воскресенье, следующее после Богоявления. В рамках литургического года происходит постепенное развертывание содержания праздника Богоявления. Так, например, во второе воскресенье после Богоявления читается Евангелие о браке в Кане Галилейской. Это событие также вспоминается в литургических текстах Богоявления.

Разные традиции

  • В Болгарии и России на праздник Богоявления или Крещения освящают воду. Если рядом с храмом есть водоем, то освящение проводится прямо на водоёмах в прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание крещения Христа в Иордане. Существует также традиция прорубать проруби в виде креста.
  • В католических храмах в праздник Богоявления освящают воду, мед и ладан. В ряде стран существует традиция писать на дверях церквей и домов латинские буквы CMB, которые расшифровываются двояко: или как первые буквы имён трёх волхвов — Каспара, Мельхиора и Бальтазара или как первые буквы латинской фразы «Christus mansionem benedicat», что означает «Да благословит Христос этот дом».
  • В Испании и многих испаноязычных странах именно в праздник Богоявления, а не в Рождество или в день святого Николая, дети получают подарки. Считается, что их разносят волхвы.
  • Во Франции и в ряде других европейских стран на праздник Богоявления готовится традиционный десерт — «пирог волхвов», причем в пирог запекается сюрприз (боб, фигурка, монетка и т. д) и тот, кому он достанется, провозглашается «королём» или «королевой» праздника.

Таким образом видно, что в православии празднование Богоявления имеет более духовное содержание, а в католицизме – «бытовое» наполнение смыслом.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль