О Таинстве Соборования (Елеосвящения)
Как приходит Великий Пост, православные христиане, кто воцерковлен и регулярно подходит к Причастию, начинают готовиться к Таинству Соборования. Но не все христиане, особенно из тех, кто крещен, но в храме бывает от случая к случаю, обладают знанием о Таинстве Соборования, как правило, они имеют лишь приблизительное представление о том, что происходит на Соборовании в действительности.
По благословению игумении Иларионы в помощь интересующимся этим вопросом христианам подготовлен материал о Таинстве Соборования.
Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании елеем лица, висков, шеи, кистей рук и ладоней, святым маслом, над которым прочитаны молитвы, больному испрашивается благодать исцеления от недугов телесных и духовных. Мало кто из современников может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний. Таинство Соборования – это не панацея от болезней, участие в нем имеет глубокий духовный смысл, потому что кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов, ибо большинство болезней являются следствием греха, и сам грех – есть болезнь духовная. Даже в самом понятия греха присутствует значение «отклонение от пути». В переводе с греческого «αμαρτια» буквально означает « промах» или «непопадание в цель». Грех и есть отклонения человека от цели своего существования. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые по причине их кажущейся малозначимости для человека. (Это не касается грехов, сознательно утаенных на исповеди). Совокупность этих грехов может тяжелым бременем ложиться на душу и привести не только к расстройству духовного здоровья, но и, как следствие, к заболеваниям телесным. Святые отцы предупреждают, что нельзя воспринимать Таинство Соборование как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Но после участия в Таинстве Соборования нередки случаи исцеления от болезней. Не совершается Елеосвящение только над больными, находящимися в бессознательном состоянии, и над страдающими буйными психическими расстройствами.
Елеосвящение по Уставу Церкви полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Отсюда и слово « Соборование» . Число семь – символический знак Церкви и ее полноты. Соборование происходит по определенному чинопоследованию. Это проявляется в соблюдении порядка чтения необходимых молитвословий и после каждого из них - чтения семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов участников Соборования совершается помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином. Таким образом прочтение молитв и евангельских текстов и помазания, в совокупности совершаются семь раз.
Церковь допускает совершение Таинства даже и одним священником, но так, чтобы он совершал Соборование от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал все необходимые чтения и семикратно помазывал болящего.
Таинство Соборования имеет давние исторические корни. Богослужебный чин таинства известен в нынешнем виде только с XV века. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к чину таинства Соборования (III-IV века), существуют такие чины, как «благодарение воды и елея» и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.
В византийских богослужебных книгах VIII века, видна уже более детализированная последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…» Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.
В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми. Может быть, поэтому и наши православные христиане, восприняв эту информацию, считают, что пока человек здоров и жив, не надо собороваться. Может и потому не прибегают к Соборованию, что сам современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.
Таинство Елеосвящения, как и прочие Таинства, имеет евангельское происхождение. Оно было установлено Самим Христом: в 6-й главе Евангелия от Марка, читаем: «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно помогало больным и телесно, и духовно. О Таинстве Елеосвящения в Послании святого апостола Иакова сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15).
Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста, когда верующие стараются очиститься от греховных мыслей, страстей, совершать добрые дела и вести здоровый образ жизни, читать более старательно Евангелие и молитвенные правила, причащаться Святых Таин...