Воскресенье 4-ой недели (26 марта) Великого поста

Воскресенье 4-ой недели (26 марта) Великого поста 2017 года посвящено святому Иоанну Лествичнику, который говорил о деятельном покаянии как единственной возможности возвращения к Богу. Вот как он писал в своих трудах: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния».

Есть свидетельства о том, что авва Иоанн будучи еще совсем молодым монахом внушал уважение и благоговение своим старшим учителям, которым было открыто высокое предназначение аввы Иоанна.

Вот как повествует один монах Синайский, который был современником преподобному Иоанну, о нем: «Некогда авва Мартирий пришел с аввою Иоанном к Анастасию великому; и сей взглянув на них, говорит авве Мартирию: «Скажи, авва Мартирий, откуда этот отрок, и кто постриг его?» Тот отвечал: «Он раб твой, отче, и я постриг его». Анастасий говорит ему: «О, авва Мартирий, кто бы подумал, что ты постриг игумена Синайского?» И святой муж не погрешил: по прошествии сорока лет, Иоанн сделан был игуменом.

«В другое время авва Мартирий, также взяв с собою Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыне Гуддийской. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги авве Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию ног не умывал, и потом, когда ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, отвечал ему: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену».

В послании игумена Раифского Иоанна авва от лица братии просит авву Иоанна, игумена Синайского, написать для монахов книгу наставлений в духовном совершенстве: «не презирая нашего прошения, благоволи о Господе, для спасения нашего благорассудительно и неленостно начертать законы, свойственные и приличные монашескому житию, будучи поистине великим наставником всех начавших такое ангельское жительство». Ответ Иоанна Иоанну, игумену Раифскому, был таким: «Получил я, воистину достойное высокого и бесстрастного жития твоего и чистого и смиренного твоего сердца, посланное тобою к нам, нищим и убогим в добродетелях, честное твое писание, или, лучше сказать, заповедь и повеление, превосходящее нашу крепость. И вот «приступил я к исполнению всечестного повеления твоего со страхом и любовию, как искренний послушник и непотребный раб превосходнейшего живописца, и при скудном моем знании и недостаточном выражении, одним только чернилом, однообразно начертав живые слова, предоставляю тебе, начальник учителей и чиноначальник, все это украсить, уяснить и, как исполнителю скрижалей и закона духовного, недостаточное восполнить.

И не к тебе посылаю сей труд; нет, это было бы знаком крайнего неразумия, ибо ты силен о Господе не только иных, но и нас самих утверждать в божественных нравах и учениях, но к богозванной дружине братий, которые вместе с нами, учатся у тебя, о избранный учитель! К ним-то через тебя начинаю сие слово; их и твоими молитвами, как бы некими водами надежды будучи подъемлем, при всей тяжести невежества, простираю вертило трости и со всяким молением предаю кормило слова нашего в руки доброму нашему сокормчему». Эта переписка составлена витиеватым языком, которым древние учителя выражали свое особое почтение к другим священнослужителям. Но вместе с тем очень ясно этим языком они выражают предмет своей мысли, так что никакого двойственного толкования и быть не может.

Нам хочется поделиться тем, как в самом начале этого великого труда авва Иоанн устанавливает основные понятия, которыми он пользуется в своих дальнейших рассуждениях: «Нечестивый есть разумное и смертное создание, произвольно удаляющееся от жизни оной (Бога), и о Творце своем присносущем помышлящее, как о несуществующем. Законопреступник есть тот, кто закон Божий содержит по своему злоумию и думает веру в Бога совместить с ересию противною. Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу. Боголюбец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей, старается делать добро. Воздержник тот, кто посреди искушений, сетей и молвы, всею силою ревнует подражать нравам свободного от всего такого. Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне и во бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества».

Он пишет обо всех трудностях пути духовного совершенствования с таким знанием предмета, что с первых слов «Лествицы» становится понятно, что авва Иоанн сам преодолевал все эти высокие ступени, что это не абстрактное знание, а добытое «кровью и потом».

В книге изображен путь постепенного восхождения человека к нравственному совершенству. И этот путь показывает, что достижение спасения требует от человека труда, терпения, самоотвержения и усиленных подвигов.

Начиная с отвержения мира и борьбы со страстями, она ведет к чистоте через очищение от пороков и греховных навыков, восстанавливает в человеке образ Божий и действием благодати усыновляет его Богу.

На протяжении веков «Лествица» прп. Иоанна остается настольной книгой монахов и благочестивых мирян, стремящихся к спасению души.

Игумения Илариона, настоятельница Константино-Еленинского монастыря, подробно изучала образный ряд «Лествицы» и поделилась с сестрами монастыря и посетителями сайта обители своими открытиями в статье «Образный ряд «Лествицы» прп. Иоанна Синаита».

 

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль