Собор Святого Архангела Михаила

Проповедь Патриарха Сербского Павла на Божественной Литургии и освящении фресок в соборной церкви святого Архангела Михаила в Белграде в день 21 ноября 1996 года - праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. ( Печатается по книге «Мудрое Слово о правде, лжи и соблазнах современного мира. Пешком в вечность. М., Ковчег, 2007 г. стр. 41-46).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сёстры, помолились мы Богу сегодня, как и каждый день, Ему, всесильному Богу во Святой Троице, чтобы быть нам всегда с Ним, потому что мы знаем, что Он нас не оставит, если мы Его не оставим — не только отрицанием на словах, но и делами, противными Ему и вредными для нас самих, для нашего народа и всего человечества. Помолились мы, чтобы Он был с нами во всём, что свято, честно и милостивому Богу угодно, во всём, что хранило православные народы и наш народ во всех бедах и несчастьях, на него свалившихся.

Помолимся же, братья и сёстры, Его и нашим святым Архангелам Михаилу и Гавриилу и остальным Силам Небесным, ангельским, помолимся в этом храме, им посвящённом предками нашими, где и они веками молились Богу и святым, говорю и повторяю, молились о том, чтобы остаться народом Божьим, как это надлежит, невзирая на все невзгоды. Они знали всегда, и в годы рабства, и в годы свободы, и в мире, и в войне, и в борьбе за освобождение — помнили, что перед нами лежит путь в непреходящее Царствие Небесное, если мы заслужим его, подготовив себя, свою личность, свою душу, к Царствию Небесному с помощью всего, что свято и праведно.

Святые Ангелы созданы Богом до сотворения людей, в самом начале сотворения всего этого мира. И в Святом Писании сказано: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1). «В начале», значит, в начале времени, потому что и времени до этого не было. Бог пребывает в вечности, а вечность — это постоянное «сейчас». Это не время, которое создаётся и исчезает. Значит, под словом «небо» подразумевается сотворение святых Ангелов. Они были сотворены, так же, как и мы позднее, со свободной волей, но более низкого порядка: «возможностью не грешить», с тем, чтобы своим трудом над укреплением этой воли однажды достичь высшего уровня свободы, «невозможности грешить», которую Бог имел всегда, а святые Ангелы и святые люди могут достичь и жить ею сегодня и всегда до конца света в Царствии Небесном и после конца света, в бессмертии. Но, как вы знаете, некоторые ангелы возгордились, пожелали быть превыше всего, отвернулись от Бога и стали злыми демонами. Ещё раз говорю вам, существует воспитание воли до уровня «невозможности грешить», но существует и падение через грех, падение всё ниже и ниже до полной несвободы, «невозможности не грешить», в которую впали те злые демоны, а впадают и люди через свои грехи, если до конца жизни не покаются, не исправят свою жизнь.

Что же задержало святых Архангелов Михаила и Гавриила и остальных святых Ангелов с Богом, что не дало им впасть в несчастный грех гордыни и тщеславия? Василий Великий говорит, что это — неизмеримая любовь к Господу. Из Святого Писания, из слов святого апостола Павла мы видим, что именно ослабление и затем потеря любви привели к падению заблудших ангелов. Недаром сказал святой апостол Иаков: и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2:19). То есть они несомненно знают о Боге и не могут отрицать Его. Но они отрицают Его тем, что отворачиваются от Него, уходят от Него. И «трепещут», говорит апостол. А в другом месте апостол Иоанн говорит: совершенная любовь изгоняет страх... (1Ин. 4:18). И мы, когда достигнем совершенной любви, ничего бояться не будем, а до тех пор мы боимся греха, потому, что он отделяет нас от Бога. Значит любовь — то, что сохранит нас в вере в Господа, что укрепит в нас ту волю к свободе, которую даровал нам Бог, волю достичь свободы «не грешить», если, конечно, мы будем стараться и стремиться к этому. Об этом никогда не забывали наши предки, это помогло им жить и выжить в вере каждый час, каждый день, до конца жизни. Поэтому сейчас они в Царствии Небесном и славят Господа вместе со святыми Ангелами.

Из Святого Евангелия мы знаем, что служба святых Ангелов состоит в том, чтобы своей любовью прославлять Бога и себя через Него и совершать то, что им Бог определит ради спасения людей. То есть служение — это то, что и нас, и их возвышает перед Богом и вечностью. Нужно быть готовым служить всем во всём добром, которое ведёт к их и нашему спасению. Сколько раз в Святом Писании, в его Новом Завете, показана эта служба святых Ангелов перед рождением Иоанна Крестителя, перед рождением Господа, когда явился святой Архангел Гавриил, и при самом рождении Господа, когда явилось множество Ангелов небесных. Из Святого Писания мы знаем, что перед концом света Господь пошлёт Ангелов, которые вострубят и призовут всех умерших со всех сторон света. И праведники услышат глас Господень, глас Господа Иисуса, Судьи Праведного: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34).

И сейчас, и всегда, братья и сёстры, нужно молиться Богу и святым предкам нашим, чтобы помогли нам оказаться среди благословенных, ведь в этом — цель и смысл нашего рождения, рождения всех людей, если только захотят они этого и будут стараться и уповать на Бога.

Празднуя Славу церкви, день святых Архангелов в этом прекрасном и прекрасно украшенном храме, нашей соборной церкви, украшенном благодаря пожертвованиям добрых людей, как частных лиц, так и предприятий, и правительства Республики Сербии и городского парламента, ещё раз повторяю, пожертвованиям верующих, и конечно, средствам соборной церкви. Я благодарю всех за то, что совершили они во славу Божию и к пользе нашей, чтобы и нам было, где Богу молиться и вспоминать красоту дома Господня, Царствия Небесного, которое нас ожидает.

Господи, помоги и благослови, святые Архангелы, не оставляйте нас.

Благослови Бог всех нас, всех, а особенно тех, чья Слава — святые Архангелы.

Благослови вас Бог!

21 ноября 1996 г.

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль