Духовная беседа о Крещении с читателями библиотеки
Библиотека пос. Первомайское, невдалеке от Линтульского подворья Константино-Еленинского монастыря, пригласила 20 января на духовную беседу о Крещении своих читателей. Игумения Илариона, настоятельница монастыря, благословила принять участие в этом мероприятии диакона Арсения Паньяна и квартет « A piena voce», который создан при хоровой студии и которым руководит Елизавета Тимоева, певчая хора Константино-Еленинского монастыря. Это удивительный молодой коллектив! Всем, кто пришел на беседу, очень понравилось их пение, манера исполнения и музыкальные аранжировки.
В первой части своего выступления квартет исполнил духовные рождественские песнопения на русском, английском языке и на латыни. Это выступление звучало очень необычно. Но надо признаться, что песнопения на русском языке воспринимаются как более радостные и мажорные. Конечно, это связано и с тем, что нам понятен язык и образы этих песен, а более строгие и сдержанные песни на английском языке кажутся гимнами. Так выступление квартета « A piena voce» помогло понять разницу в восприятии праздника Рождества в сознании русского народа как радостного события рождения Спасителя, а песнопения на латыни и на английском языке по торжественному характеру музыки и стиха, показывают Рождество как исполнение древнейшего пророчества. Во второй части своего выступления квартет исполнил музыкальные композиции из известных мультфильмов – о Львенке, о Катере, о Ките, - среди участников встречи были дети, которым эти песенки пришлись по вкусу!
Диакон Арсений построил свой рассказ о Крещении так, чтобы была понятна взаимосвязь крещения, которое было в водах реки Иордан от пророка Иоанна Предтечи, провозгласившим Крещение покаяния, и явлением Бога во плоти как Сына Человеческого, об удивительном схождение Духа Святого в виде голубя на Сына Божия и о значении этих событий для христиан и всего мира. Интересно было узнать из беседы, что первые христиане праздновали Рождество и Крещение как единый праздник, только спустя некоторое время стали праздновать эти праздники как разные события в церковной жизни. С большим вниманием послушали о. Арсения, когда он рассказывал о монастырях, о египетских пустынножителях, об Антонии Великом, Пахомии Великом, как основателях первых монастырей.
Напомним немного о житии преподобных основателях пустынножительства.
Преподобный Антоний, величайший подвижник, получивший от Святой Церкви наименование Великий, родился в Египте, в селении Кома, близ Фиваидской пустыни, в 251 году.
Антоний был знатного происхождения, с юности был всегда серьезным, любил посещать церковные службы. С юности руководствовался он заповедями Господними. Святому Антонию было около двадцати лет, когда он лишился родителей, и на его попечении осталась малолетняя сестра. Посещая церковные службы, однажды он услышал в церкви Евангельские слова Христа, обращенные к богатому юноше: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19, 21), Антоний воспринял их как сказанные лично ему. Он продал унаследованное от родителей имение, роздал деньги нищим, оставил сестру на попечении благочестивых девственниц в монастыре, сам поселился недалеко от селения в бедной хижине и начал подвижническую жизнь.
Антоний молился, чтобы Господь указал ему путь спасения, и ему было явлено видение. Подвижник увидел человека, который попеременно то совершал молитву, то начинал трудиться - это был Ангел, которого Господь послал для вразумления Своего избранника. Тогда преподобный установил строгий порядок своей жизни. Он принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвертую ночь после непрерывного бдения.
Приобретя духовный опыт в борьбе с диаволом, преподобный задумал уйти вглубь Фиваидской пустыни и в полном уединении служить Господу трудом и молитвой. Дойдя до одной горы, преподобный увидел какое-то заброшенное строение и поселился в нем, заложив камнями вход. В полном молчании принимал преподобный приносимую ему одним из его бывших друзей пищу. Так преподобный Антоний прожил 20 лет и обрел, наконец, спокойствие духа и мир в помыслах.
Когда настало время, Господь открыл людям Своего великого подвижника. Преподобному предстояло наставить многих мирян и монахов и руководить иноками. Вскоре гора, на которой подвизался святой Антоний, была окружена целым поясом монастырских обителей, и преподобный с любовью наставлял насельников в духовной жизни ради спасения. Он учил прежде всего постоянству в принятом на себя подвиге, неослабному стремлению угодить Господу, щедрому и бескорыстному отношению к трудам, понесенным ранее. Он убеждал не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня.
Преподобный завещал двум из своих учеников, находившимся при нем последние 15 лет его жизни, похоронить его в пустыне и не устраивать торжественного погребения его останков в Александрии. Преподобный Антоний мирно скончался в 356 году, в возрасте 105 лет, и погребен своими учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте...
Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы и приняв святое Крещение, он поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги. Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба. приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.
Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.
Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.
Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще 7-ми монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.
Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: "Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни".
Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор (память 17 мая). Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.
В заключительной части беседы о Крещении участники встречи прослушали небольшую презентацию нового, восьмого номера Альманаха Линтула, а также информацию о прошедших 10х Юбилейных Линтуловских чтениях и о сборнике научных статей, т.к. читателям библиотеки важно знать о новинках в издательской работе монастыря. В завершении беседы прозвучали стихи одного из авторов Альманаха Линтула, поэта Ларисы Кудряшовой о Крещении:
«Земля замрет, чтоб зреть и слушать,
Благоговейно ожидать,
И мир почувствует, заблудший,
Крещенской ночи благодать.
И гул планеты неустанный
Умолкнет – Божией Славы для,
И вновь осуществится тайна,
И освятится вся земля.
Иной, Божественной природы
Свет просияет в дольней мгле,
И освятятся - небо, воды
И человеки на земле...
Светло, как пред святым потиром,
Теплом лучится Иордань.
А между тем и этим миром –
Всего лишь тоненькая грань.»
Оставьте Ваш комментарий