Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (в Неделю Третью Великого Поста 2021 года)
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (нов ст.), отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова, имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который отмечается Собор архангела Гавриила. Это один из главных двунадесятых праздников в православном календаре неподвижного цикла. Митрополит Сурожский об этом празднике высказывался так : «Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.»
В монографии Ирины Языковой «Богословие иконы» (М. Изд-во Общедоступного Православного Университета. 1995 г.) раскрывается процесс становления иконографии образа Богородицы. «Богородичная догматика основана на тайне Боговоплощения, и через образ Богородицы раскрывается нам глубина богочеловеческих отношений. Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится Матерью Бога (Богородицей): тварь вмещает Творца. И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее Девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой тварью. И почитание Ее связано именно с этим. Св. Григорий Палама так пишет: "Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и предстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас, во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, всегда и во веки веков" ("Слово на Благовещение").
Евангелие дает немного сведений о жизни Богородицы. Мы видим Ее в самых важных событиях, связанных с земным путем Господа и историей нашего спасения – от Благовещения вплоть до Распятия и Воскресения.
Интересно, что первые иконы Богоматери появляются после Собора 431 года в Ефессе. На этом Соборе было осуждено несторианство,- еретическое направление в христианстве, которое не признавало соединения в Личности Христа природы божественной и человеческой, а потому несторианцы отказывались признавать Деву Марию как Богородицу, предпочитая называть Ее Христородицей, тем самым отдавая должное только человеческой природе Христа. Христианство же проповедует причастность Девы Марии к Боговоплощению, так как через участие Святого Духа, Которого юная Дева с полным доверием к Богу приняла в себя, воплотился в человеческой природе Бог Слово.
Самые тонкие и гармоничные образы Богородицы созданы в Константинополе. Икона Благовещения представляет Богородицу в позе молитвенной – тип Оранта, который происходит из типа изображения Богородиры - Знамение. Так на мозаичной иконе Благовещения из Киевской Софии ( создана ок. 1040 – икона представляет собой мозаики на двух столбах Софии Киевской.) нам предстает самое раннее изображение Благовещения в искусстве славян. В руках у Богоматери — красная пряжа, пришедшая в изобразительное искусство из апокрифов, показывающая связь с будущим страданием Ее Божественного Сына.
В основе этой сцены с одной стороны – пророчество Исайи «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35).
В момент созерцания иконы Знамения, к которой восходит тип Оранта, молящемуся как бы открывается святая святых, - внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. Это хорошо видно на Устюжской иконе Благовещения. История иконы известна по Второй Новгородской летописи и другим письменным источникам XVI—XVII веков, которые сообщают, что в середине XVI века она была перенесена в Москву царём Иваном Грозным из Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря: «взял из Новгородской Софии в Москву образ Благовещения Юрьева монастыря.» Время появления иконы в Москве однозначно не определено точно, называются и 1547, и 1554, и 1561.
Тропарь
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.