К началу Великого Поста
Осталось совсем немного до начала Великого Поста. С нынешнего понедельника началась предуготовительная седмица. Она проходит под знаком притчи о Блудном сыне, которая, по словам свт. Феофана Затворника «приглашала нас возвратиться от беспутства на добрый путь.»
С 20 февраля начинается сплошная седмица – Сырная – именуемая в народе Масленица, в которую разрешается вкушать молочные продукты и яйца даже в среду и пятницу. Для мирян Масленица и в прежние времена была радостным временем, сопровождавшимся гуляниями и угощениями перед началом Великого Поста. Но все хорошо в меру, и уже в среду и пятницу на Сырной седмице начинается чтение молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», в которой мы просим Господа избавить нас от прегрешений и очистить от греха душу. Эта молитва настраивает нас на воздержание и молитвенный труд, предстоящий в Четыредесятницу. Молитва Ефрема Сирина читается затем все дни Великого поста, кроме субботы и воскресения.
На самом деле и поститься надо с радостью! Вот, что пишет о времени поста Св.Иоанн Златоуст: «Общий всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, даровал нам врачевство во святом посте. Итак, никто не скорби, никто не являйся печальным, но пусть все ликуют, радуются и прославляют Попечителя душ наших, открывшего нам это прекрасный путь, и с великим удовольствием принимают его наступление!» (Избранные Беседы. О посте в Святую Четыредесятницу, стр. 48).
Сплошная Сырная седмица завершается Прощенным Воскресением. Чин прощения совершается в воскресенье за вечерним богослужением. Чин прощения происходит между священнослужителями и прихожанами, люди взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Это одно из самых трогательных богослужений Православной Церкви. У многих людей на глазах слезы, а на душе каждого — светло и радостно. История появления этого чина пока не совсем изучена. Есть версия, в соответствии с которой Чин прощения упоминался в русских монастырских Обиходниках (обиходных книгах записей) уже в 16-17 вв. В более ранних памятниках следов чина прощения на Прощеное воскресенье пока не удалось найти. Возможно, этот умилительный чин родился из монастырского уставного чина прощения, который должен был совершаться в конце повечерия ежедневно. Постепенно этот чин был переосмыслен на базе сведений из жития прп. Марии Египетской, в котором говорится об обычае Иорданского монастыря в последний день перед началом Великого поста испрашивать друг у друга прощение и, взяв благословение у игумена монастыря, уйти в пустыню на всю Четыредесятницу, чтобы вернуться к Вербному воскресенью.
Чтобы Господь Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37). Но и за пределами храма православные люди стараются попросить прощение у всех близких. Нет такого человека, который, в тесном ежедневном общении не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Важно, чтобы наши слова были искренними. «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя» (преподобный Ефрем Сирин).