Жизнь монастыря

Жизнь в монастыре — какова она? Как понять и воспринять этот великий дар Бога человеку — монашество? В полноте это доступно только тем, кто, как преподобная Мария Египетская перешел свой Иордан и вышел из мира греховных страстей в пустыню покаяния. Но в малой мере познакомиться с монастырским образом жизни может каждый человек, приехавший в монастырь на некоторое время, чтобы пожить и потрудиться во славу Божию на пользу обители. 

Жизнь в монастыре складывается из нескольких составляющих: молитва, послушания, христианские отношения между людьми. Молитва — основное дело монахов, и она совершается постоянно: общественное богослужение, монашеское правило, личная келейная молитва, молитва во время трудов и трапезы. Клиросное послушание, чтение и пение во время богослужения — настоящая школа самопознания. Здесь мы учимся не столько выпрашивать у Бога сиюминутные наши потребности, сколько видеть свои грехи и немощи. Учимся сопереживать всем страждущим и недугующим братьям и сестрам, и благодарить Бога в любых обстоятельствах, и воспевать Его величие и благость. Богослужение учит нас понимать друг друга и помогать в совершении общего дела. Совместное чтение сестрами утреннего и вечернего правила, ежедневный чин прощения, который в приходских храмах совершается только один раз в году перед Великим постом, настраивают души на мир и единение. Келейная молитва дает возможность ощутить себя перед лицом Божиим, а призывание Бога на помощь в повседневных делах укрепляет веру. 

Послушаниями в монастыре называются все труды, совершаемые сестрами за послушание и во славу Божию, то есть не самочинно и бескорыстно. Послушания распределяются игуменией с учетом монастырских потребностей, сил и способностей сестер. Храм — центр монастырской жизни, поэтому большинство трудов сосредоточены вокруг храма. Приготовление просфор для Литургии, изготовление свечей, пошив облачений для священников и монахинь, уборка храма и благоустройство территории, церковная лавка, прием паломников — все это ежедневные труды, требующие не только сил и времени, но и определенных умений, а также и постоянного внутреннего желания благоговейно исполнять заповеди Божии. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью постоянной учебы. Даже уборка в храме и приготовление монастырской пищи имеют свои особенности, требующие оставления старых мирских привычек. Тем более требуются усилия, чтобы научиться грамотно читать по церковнославянски и изучить устав богослужения. Через участие в богослужении становится очевидной необходимость глубже знать православное вероучение и церковную историю. А главное, жизненно важно усвоить хотя бы азбуку христианских добродетелей и проходить школу святоотеческой монастырской традиции. 

Монастырь дает возможность войти в полноту жизни Церкви. Это происходит на глубинном уровне личности через участие в Таинствах, через освящение всех сторон жизни, через переживание общецерковных событий. Соборные праздничные богослужения, прибытие вселенских святынь, строительство и освящение храмов, исполнение благословений священноначалия, общение с опытными духовниками — все это расширяет наши сердца и наполняет нашу жизнь достойным содержанием. Мы начинаем понимать, что все происходящее вокруг нас, и близко, и далеко, нам не чужое. Боль ли это, радость ли — для монашествующих это путь, по которому Бог ведет ко спасению. 

Константино-Еленинский женский монастырь находится в самом центре поселка Ленинское. У монастыря два подворья: Линтульское и городское — храм преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте. 

Храм преподобномученика Андрея Критского — совершенно особенное место. Исторически — это домовая церковь при Экспедиции заготовления государственных бумаг, связанная с именем священномученика Философа Орнатского, который двадцать лет был здесь настоятелем. 

Двадцать лет трудов и подвигов не проходят бесследно. Каждый раз убеждаешься, что созидаемое духовно неразрушимо. Когда храм восстановили, оказалось, что это не новый храм, не пустой, а тот, который продолжает свою жизнь. Отдающий нам то, что он содержит, то, что сберег из тех дальних времен. 

Храм преподобномученика Андрея Критского восстанавливался несколько лет, еще до образования нашего монастыря. Потом, когда монастырь был создан и нам предоставили этот храм как подворье, мы заканчивали работы и начинали богослужебную жизнь.

Каждый православный человек замечает, что в его жизни случайного ничего не бывает и даты очень интересно совпадают. В этом не надо искать что-то сверхъестественное, потому что так и должно, наверное, быть. Церковь есть видимая и невидимая, и реальное присутствие невидимой церкви в жизни видимой — совершенно естественно. Другое дело, что всегда ощущаешь свое недостоинство, когда с этим сталкиваешься. Каждый раз удивляешься, каждый раз восхищаешься и благодаришь Бога, что есть такая незабытость нас у Него. 

Храм мы открыли 30 января, потом, посмотрев календарь, увидели, что это день памяти преподобного Антония Дымского — древнейшего святого на территории Санкт-Петербургской епархии. Когда мы первый раз приехали в Константино-Еленинский монастырь, чтобы познакомиться и принять дела, туда прибыли мощи преподобного Антония Дымского, которые хранятся теперь у нас в Никольском храме. А на подворье одной из первых появилась красивая икона преподобного с житием и частицей его мощей. 

Каждый год мы отмечаем этот день ночным богослужением. Приезжаем с сестрами из монастыря. Совершается Всенощная и Литургия, поет монастырский хор и любительский — происходит единство монастыря и подворья. Ночная служба привносит что-то Пасхальное, ощущение особой радости. Все желающие могут принять участие. 

Второе освящение храма совершенно случайно совпало с днем памяти священномученика Философа Орнатского — это тоже очень знаменательно, потому что значит, отец Философ не забывает свой храм. 

В прошлом году было девяносто пять лет со дня преставления его и мы отметили этот день, пригласили соседей наших: Полярную академию и Гознак, и они пришли, помолились на богослужении. Был и правнук отца Философа, поделился своими воспоминаниями. Многим память отца Философа стала близка. И он отозвался на наши молитвы и невидимо, но ощутимо нам помогает. 

Храм священномученика Андрея Критского несет в себе целостность, простоту и величие, теплоту домового храма, но при этом простор и удобство для молитвы и совершения богослужений. Все это заложено в архитектуре, во внутреннем убранстве — единство и гармония орнаментальной росписи, единство резных работ по дереву, иконостас и все аналои сделаны одними руками. Единство в иконописном наполнении — иконы написаны на святой горе Афон в иконописном скиту святителя Николая. Там живут и работают греческие иконописцы. Отец Арсений — игумен, он сам писал, а братия помогала. Эти иконы создают особенный образ, тем более — это византийский стиль иконописи. Мощи святых создают благодатную атмосферу и требуют почитания к себе, ежедневное служение Литургии с вечерними службами. Из них много праздничных богослужений, потому что принято всегда, если есть мощи святого, служить ему праздничную службу — Полиелей или Всенощное бдение. Что мы всегда стараемся поддерживать.

Константино-Еленинский женский монастырь свою недолгую историю ведет с начала строительства храма святых равноапостольных Константина и матери его Елены, которое началось в 1998 году. В 2006 году по благословению правящего архиерея митрополита Владимира была основана монашеская община. Поэтому очень важно то, что Линтульское Свято-Троицкое подворье и храм преподобномученика Андрея Критского дают нам историческую перспективу и корни.

 
Игумения Илариона 

 

Форум

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль
Пользователи
он-лайн