В память о владыке Иларионе (Троицком)
Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье приходского священника Алексия Троицкого. Дед и отец будущего владыки Илариона служили в одном храме, освященном в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В семье было пятеро детей, три брата и две сестры. Судьбы братьев тесно переплелись с Русской Православной Церковью: все три брата Троицких стали священнослужителями, борцами с обновленческим расколом и исповедниками. Дмитрий, впоследствии архиепископ Брянский Даниил, скончался еще молодым от тифа: сказалось подорванное в северной ссылке здоровье. О дне своей кончины был извещен явлением ангелов, перед смертью соборовался и причастился Святых Таин. Алексей стал священником, занял место скончавшегося в 1917 году родителя, позднее подвергся репрессиям и был расстрелян на подмосковном полигоне Бутово.
Свое образование будущий священномученик Иларион начал в духовном училище, постепенно поднимаясь на все более высокие ступени духовной лестницы, и став, наконец, студентом Московской духовной академии.
1910 году Владимир Алексеевич заканчивает академию в степени кандидата богословия. За свое сочинение он был награжден премией митрополита Иосифа и оставлен при академии для преподавательской деятельности.
Молодой богослов в 1912-1913 гг был утвержден в степени магистра богословия и в должности доцента Московской духовной академии. Сам он писал о себе: «Существует для меня только Лавра и академия, и я существую для академии». В этот год решается судьба будущего владыки: 28 марта 1913 года в Параклитовой пустыни Троице-Сергиевой лавры Владимир Троицкий принимает монашеский постриг с именем Илариона в честь преподобного Илариона Нового. После пострига, спустя несколько недель, он возведен с иеромонпзи, это церковное послушание он принимает с монашеским смирением: «Роптать не ропщу, потому что монах – церковная вещь. Личной жизни у него нет – один. Куда поставят – берись и работай… Слава Богу за всё!» А уже 5 июля 1913 года отца Илариона возводят в сан архимандрита. Он стал самым молодым для своего времени архимандритом и профессором академии. В его жизни начинается пятилетний период его инспекторства в МДА, полный трудов и забот: подготовка и чтение лекций, рецензирование учебных и научных сочинений, участие в богослужении, участие в заседаниях Совета академии, в различных академических актах и мероприятиях, публикация статей в церковных журналах.
Но вот приходит новое время, время испытания на духовную прочность. На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов архимандрит Иларион не только выступал сторонником восстановления патриаршества, но и способствовал доступными ему средствами положительному решению на Соборе этого спорного для многих вопроса. В ближайшие за Собором годы архимандрит Иларион служит викарным епископом Патриарха, одним из ближайших его помощников, в том числе по борьбе с обновленчеством. Через т.н. Живую церковь идеологи революции вносили раскол в ряды священников, прихожан, желая покончить с духовной властью Русской Православной Церкви среди русского народа.
10 марта 1919 года архимандрит Иларион без каких-либо серьезных обвинений был заключен в Бутырскую тюрьму, где пробыл почти три месяца. После освобождения 12/25 мая 1920 года Патриарх Московский и всея Руси Тихон совершил хиротонию 33-летнего архимандрита Илариона (Троицкого) во епископа Верейского, викария Московской епархии.
О своем монашестве писал: «Сорадуйтесь, потому что я теперь радуюсь!»
Став епископом Верейским, владыка Иларион назначается настоятелем Сретенского монастыря. Первый год архиерейства наполнен богослужением и проповедью. Но время было голодное, холодное, чреватое болезнями. Так осенью 1920 года владыка перенес тиф. Болезнь оставила осложнение на сердце. Но владыка продолжал самоотверженно служить и поддерживать Патриарха. Популярность владыки в народе росла, но увеличивалась и ненависть советских властей. Так в сентябре 1921 года епископа Верейского Илариона арестовывают во второй раз.
В марте 1922 года он отправляется в ссылку в Архангельск. Условия, в которых находился владыка, были убогими, это отмечено даже в протоколах обыска, которые проводились в его комнате. В это время он написал в одном из писем: «... внешнее положение для меня не составляет ничего важного… Но я не могу не страдать и не говорить горячо, видя и понимая страдания Русской Церкви».
Возвращение из ссылки приходится на июль 1923 г. и вновь он погружается в работу с паствой. Анатолий Краснов -Левитин, писатель, поддержавший обновленцев, писал: "Самая внешность: богатырский рост, белокурая борода, иконописные тонкие черты лица – импонировали своей величавостью, строгим изяществом, своеобразной картинностью. “Вот настоящий русский святитель”, – невольно приходила мысль каждому, кто видел Илариона…" Нам трудно представить, что усилиями одного человека совершается преломление сознания в тысячах людей, и благодаря горячей вере одного загораются сердца тысяч. "Он в эти дни переговорил с сотнями священников, мирян, монахов и монахинь, договорился с приходами о чине их присоединения к Патриарху, разработал чин покаяния, принял тут же десятки обновленцев, пришедших к Патриарху с покаянием. Благодаря неукротимой энергии этого человека церковная организация в Москве была восстановлена в два дня».
Вскоре по возвращении из ссылки владыка Иларион был возведен Святейшим Патриархом Тихоном в сан архиепископа. Владыка проводит успешные диспуты с обновленцами и атеистами, в том числе с лидером обновленцев Введенским и наркомом просвещения Луначарским. Власти не могли терпеть этого успеха владыки, и 15 ноября 1923 года его снова арестовали. На сей раз ссылка была на Соловки.
Там он пробыл до 1929 года. Очень много уже известно о том, что такое были Соловки для тех, кто туда попадал. Труд до изнеможения, быт, лишённый какого бы то ни было удобства, голод, холод, отсутствие медицинской помощи, и только небывалая духовная зрелость, христианская любовь к человеку, смирение перед волей Божией, взаимная поддержка спасали ссыльных. По окончании срока владыку приговорили к новой ссылке в Казахстан. Отправляли туда по этапу через пересылочные тюрьмы. На одном из этапов владыку обокрали. Вскоре он заразился сыпным тифом и оказался в тюремной больнице Ленинграда. Уже предощущая свою скорую кончину, владыка и в беспамятстве говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет…»
15/28 декабря 1929 года владыка Иларион отошел ко Господу. Отпевание происходило в Воскресенском Новодевичьем монастыре, похоронили владыку Илариона на Новодевичьем кладбище. В 1998 г. мощи владыки были обретены нетленными и перенесены в Сретенский монастырь. Архиепископ Иларион (Троицкий) причислен к лику святых священномучеников в 2000 г. на Архиерейском соборе в Москве.
Святой святитель Иларионе, моли Бога о нас!
Оставьте Ваш комментарий