Конференция о религии в постсекулярную эпоху
16 апреля в Дискуссионном зале Студенческого Клуба РГПУ им. Герцена состоялось открытие конференции «Религиозная ситуация на Северо-Западе: Религия в постсекулярном мире».
Тема конференции безусловно животрепещущая, учитывая многоконфессиональность Санкт-Петербурга. Но эта тема рассматривалась не только с точки зрения социологии, т.е. как объект изучения сосуществования представителей разных вероисповеданий в единой городской среде, но , как следует из названия конференции, с точки зрения изучения тех процессов, которые характеризуют разные виды вероисповедание в современном городе.
Прежде всего, все рассуждения выступавших строились на основе предметной терминологии, где секуляризм рассматривается как « (от англ. secular – светский) — 1) мировоззрение (образ жизни), в котором основные аспекты человеческого бытия не соотносятся с религиозной верой; или как 2) принцип светскости, на основе которого осуществляется обособление или поддерживается обособленность государственных институтов от церковных. В секулярном мировоззрении религия может быть либо заменена другим мировоззрением (например, коммунизмом, человекобожием), либо вытеснена за пределы практической жизни. Понятие секуляризма появилось в середине XIX века.» [ определение Секуляризма цитируется по интернет ресурсу]. Тогда что же такое постсекулярное общество? Очевидно, что это общество, которое сложилось в результате действия процессов секуляризации на современном этапе его развития и где происходит постепенное возвращение к религиозному сознанию.
В Докладе проф. Прилуцкого А.М. , представлявшего кафедру истории религии и теологии РГПУ им. Герцена, сделаны интересные выводы о том, что в современном мире принадлежность к той или иной религиозной общине часто определяется не отношениями Бог-Человек, а удобством и бытовыми аспектами индивидуума. В выступлении проф. Шахова М.О. « Противодействие экстремизму и религиозная свобода» говорилось о том, что с понятием «экстремизма» в законополагающих документах связывается защита национальной безопасности, причем толкование термина «экстремизм» настолько широко, что иногда даже богословская дискуссия может быть истолкована как проявление экстремизма. Докладчик утверждает, что бороться с проявлениями экстремизма надо тоже и в религиозной сфере, но задается вопросом: между какими крайностями надо выбирать, занимаясь этой борьбой? Распространение и разжигание религиозной вражды – это критерий определения экстремистской деятельности, а отсутствие справки с разрешением заниматься миссионерской деятельностью, очевидно, не является таковым критерием. Между тем эти примеры говорят о том, что неопределенность критериев отнесения того, что считать «экстремизмом», предоставляет большую свободу толкования норм права. Также был поднят вопрос о том, что технический прогресс в одном случае ограничивает свободу, поскольку возможен тотальный контроль за личностью, а в другом случае дает инструменты экстремистской борьбы в руки террористов. Одного из участников в прениях по докладу проф.Шахова интересовал вопрос о том, нет ли избытка давления против новых религиозных образований? Докладчик высказал мнение о том, что еще предстоит выработать механизмы регулирования взаимоотношений между новыми религиозными организациями и государством.
Большой отклик у аудитории получил доклад К.М. Антонова, зав.кафедрой философии религии Богословского факультета ПСТГУ ( г. Москва), на тему « Русская религиозная философия и тема постсекулярного». Он обратил внимание на то, что термин «секуляризация» был введен в религиозную науку и стал применяться с начала XX века. Введен он был русским философом Вл. Соловьевым. Характерно стремление религиоведов выстроить генеалогию этого явления. Так Вл. Соловьев выделял Средние века как эпоху сакрального, XIX и XX века как эпоху секулярную. Следуя этой хронологии, можно назвать XXI век эпохой постсекулярной. Соловьев предлагал идеи, опираясь на тему Богочеловечества. Раскрывая свою концепцию, докладчик интерпретировал взгляды Соловьева через призму общественного сознания, тогда религия относится к частной сфере и ее влияние на социальную жизнь человека незначительно. Весь исторический процесс предстает как процесс секуляризации, но параллельно и как процесс выстраивания отношений между Богом и человеком. Это придает некоторую объемность историческому процессу, а секуляризация перестает носить негативный оттенок. Догматизм, индивидуализм и спиритуализм – это три компонента исторического процесса. Эти же факторы дают толчок разложению духовной жизни человека на компоненты низшего порядка. Христианство, как главный «оппонент», противостоящий секуляризации, приобретает позитивный религиозный смысл в современную постсекулярную эпоху.
Также очень содержательным был доклад Агапова О.Д. профессора Казанского Инновационного Университета, который был посвящен описанию модели постсекулярного общества в постсекулярную эпоху. В своем докладе он рассказал о том, кто и как развивал понятие постсекулярного в отечественной социологии и зарубежом, высказал яркую мысль о том, что тоталитаризм несет в себе семя посредственности, что было так пагубно для личности, т.к. заглушало всякую свободу проявлений личности, поэтому, пережив тоталитаризм, в обществе особое значение приобретает плюрализм мнений, включающий исповедание веры как утверждение гражданской позиции.
Во второй части конференции прозвучали приветственные слова Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, Муфтии Духовного собрания мусульман России Альбира-хазрата Крганова, приветствия от администрации ВРИО губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова и секретаря Общественной Палаты РФ Фадеева В.А.
Вторая часть конференции была посвящена раскрытию темы Духовенства в годы Великой Отечественной войны.
Оставьте Ваш комментарий