Чтение Великого Канона
14 марта 2019 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Константино-Еленинском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, клирики обители и другие священнослужители.
За богослужением молилась настоятельница, игумения Илариона (Феоктистова) и сестры монастыря.
Каждый год, когда наступает Великий Пост и читается Великий Канон Андрея Критского, каждый православный обдумывает и постигает величие этого гимнографического творения. В четверг первой недели Великого Поста чтение Великого Канона Андрея Критского завершается и до пятой недели Великой Четыредесятницы какон не звучит в храмах. В пятую неделю Великого поста будут читаться все части Великого Канона в память о подвиге Марии Египетской . До нас дошли десятки сочинений святого Андрея Критского : проповеди и Слова на Богородичные и Господские праздники. И Великий Канон. Надо сказать, что современный текст Великого Канона содержит определенные изменения и дополнения, внесенные, в частности, преподобным Иоанном Дамаскиным, святыми Иосифом и Феодором Студитами. Помимо отображения ветхозаветной истории и нравственных наставлений, что особенно ценно- Канон отображает и личный опыт переживаний, раскаяния, благодатного общения святого Андрея Критского с Богом.
Протопресвитер Александр Шмеман так пишет о Каноне: " Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С исключительным искусством св. Андрей переплетает великие библейские образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены, как события моей жизни, дела Божии в прошлом, как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены, как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне, как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него."
По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. В нем автор прибегает к примерам из Ветхого и Нового Заветов, чтобы показать губительные последствия греха и бесконечное милосердие Бога к человеку, хотя и к падшему, но Его любимому творению.
После завершения богослужения в своей проповеди Владыка Варсонофий сказал, что "преподобный Андрей Критский открыл нам всю пагубность греха . Он не просто перечисляет грехи, а на основании библейской истории в картинах показывает, как ветхозаветные люди жили и погибали, но надеялись на спасение. Вся библейская история проходит перед нами: зачало мира, продолжение - сплошные грехопадения и в то же время - надежда на спасение, которое Господь обетовал еще в раю нашим прародителям. Каждый из нас повторяет ту же библейскую историю: мы рождаемся, взрослеем, грешим, потом каемся с надеждой, что Господь нас помилует и спасет. …Сегодня протодиакон возглашал: "Яко с нами Бог". Это слова пророка Исаии (Ис. 8:8-10), который чувствовал Господа, общался с Ним, его голос - это голос Божий. И что он говорил? "С нами Бог, покоряйтесь, все народы!" Это он с нами сегодняшними говорит из Ветхого Завета. С нами Бог - так чего же вы боитесь, верующие во Христа? Болезней, смерти, одиночества, измен, всяких неприятностей - чего угодно боимся, а Бога не боимся. Это плохо, неправильно".
Обращаясь к игумении Иларионе и сестрам обители, Владыка сказал, что хорошо жить в монастыре, укрывшись от злобы мира, но «в наших светильниках постоянно должен гореть елей молитвы. На нас, монашествующих, большая ответственность - быть светом для мира. И далее Владыка пожелал «подвизаться добрым подвигом, самое главное - в любви. Люди, которые приходят в обитель, достойны любви: они бросают свои дома, едут сюда, чтобы помочь. Мы должны за всех молиться и за все Бога благодарить - Он посылает нам в этом мире то, что необходимо для спасения», - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
На молитвенную память обители было подарено Евангелие.
Оставьте Ваш комментарий