Доктрина и методология Церкви 21 века
(Продолжение. Начало публикации здесь.)
Ранее было показано, что Церковь 21 века организована по ячеечному принципу, где ячейка состоит из 12 членов и является низовым звеном.
Главная цель жизни ячейки, т.е. самого нижнего звена в иерархии данной секты, - это назидание, помощь друг другу в духовном росте. Каждое собрание ячейки может начинаться коротким временем молитвы и поклонения, но ее главное назначение состоит не в этом. В ячейке происходит знакомство с Библией для повседневного руководства в жизни с помощью текстов Священного Писания. Лидеру ячейки не обязательно быть великим учителем Библии, или обладать сильными навыками общения. Вместо этого, Лидер ячейки должен любить свое стадо и желать служить нуждам верующих.
Однако сама ячейка не является местом изучения Библии. Процесс разбора определенных мест Ветхого Завета, Нового Завета, книги Деяний Апостолов происходит на встречах (Инкаунтерах) при участии пастора, который выступает с поучениями и толкованиями цитат из Библии. Встречи – это более масштабные собрания, на которых по определенной тематике разбираются жизненные ситуации собравшихся членов ячеек, и пастор иллюстрирует способ выхода из ситуации на примере Евангелия.
Например, в книге «Откровение о Кресте» в 3 главе об истинах, которые откроет Инкаунтер ( собрание по образцу бесед апостола Павла среди членов ячеек) показаны знания, которые приобретет участник в процессе беседы. Устанавливается тема собрания, например: «Призвание Савла, гонителя христиан, к служению во Иисусе Христе и причислению его к апостолам, с наречением имени Павла.»
Это тема, извлеченная из Библии и представленная на современном языке, одновременно является словесной установкой на получение определенных духовных личностных достижений участниками встречи, а именно: «призвание к служению во Христе», а не только формулировкой темы беседы. Т.е. одним заголовком выполняются 2 функции воздействия на участников беседы.
По своему стилю указанная тема является утверждением некой истины. Под эту установку подбираются аргументы, извлеченные из текста какого-либо библейского или евангельского стиха, в данном случае из Деяний Апостолов. Далее выбранный текст «препарируется» на составляющие части, дробится даже до двусоставных словосочетаний. «Выдернутое» из контекста изречение может принять любое желательное содержание в новом контексте. Таков метод использования текстов Священного Писания для целей секты.
В рассматриваемом примере «препарированию» подвергается стих из 26 главы:18 «Я теперь посылаю тебя открыть глаза им ( 18.а), чтобы они обратились от тьмы к свету (18.б) и от власти сатаны к Богу (18.в), и верою в Меня получили прощение грехов (18.г) и жребий с освященными (18.д)» (Деян. 26: 18).
Само развитие темы «Призвания Савла, гонителя христиан, к служению…» -( см. выше), взятой из Священного Писания, распространяется далее в виде нескольких поучений, которые раскрывают главную тему в тех смыслах, которые актуальны для целей собрания. Говоря языком лингвистических терминов, выстраиваются новые темо-рематические отношения, не такие, как в Священном Писании. Использование теории темо-рематических отношений в применении к схеме построения бесед на инкаунтерах оправдано тем, что данная теория имеет высокую объяснительную силу при изучении коммуникативных языковых средств и задач, к которым прибегают сектанты, чтобы извратить смысл и содержание Священного Писания. Данная теория относится к теориям структурной лингвистики. Новая под-тема 1 для главной темы собрания : «Вы будете получать видения». На самом деле эта установка является ремой 1, ибо предицируется к теме 1, взятой из Деян.26:18.а – «посылаю открыть глаза им…» В коммуникативной функциональности этого словосочетания изменилась структура: рема предложения Деян. 26-18.а меняется местами с темой, - в линейной структуре высказывания изменяется порядок темо-рематических отношений: сначала идет рема – выражение новой информации в рамках задач собрания, а затем тема – исходное послание, взятое из Деяний Апостолов. Это позволяет сосредоточить все внимание слушателей на новой информации, а не на цитате из Священного Писания. Далее следует Поучение, назовем его Рема 1.1., т.к. в нем раскрывается смысл Ремы 1. : « Мы знаем, что без видения, люди гибнут. Духовные глаза людей должны быть открыты. Те, кто становится христианином, должны сначала получить представление о Кресте Христа и понять, что значит распятие. Тот, кто способен понять Крест, через истинное откровение, сможет понять свое призвание».
В указанном семантико-синтаксическом построении абзаца выстраивается новая – прагматическая - направленность Поучения: Рема1 –Тема1- Рема1.1. Находясь внутри этой цепочки, тема поглощается двумя сильными смысловыми семантико-синтаксическими структурами, обрамляющими ее, - в начале и в конце. Посмотрим далее:
Новая под-тема 2 для главной темы собрания и одновременно Рема 2 для: «Вы переживете истинное покаяние». Это относится к части стиха 26:18б, являющейся темой 2 из цитируемого стиха Деян.Ап.26:18. Поучение (Рема 2.1): « Этот переход должен быть полным и окончательным. Бог отверг народ Израиля, потому что их покаяние было только на словах, а не от всего сердца. Иоанн Креститель говорил тем, кто приходил к нему для крещения, "... приносите плоды достойные покаяния..." (Мф. 3:8). Наше покаяние приводит и требует изменения образа жизни, так что верующий должен стремиться только к тому, что угодно Богу.
Далее видим ту же картину. Новая под-тема 3- «Вы поймете, что вы перешли от власти Сатаны на милость Иисуса», трансформируется в рему 3, которая относится к теме из стиха Деян. 26:18в – «…обратились от власти сатаны к Богу»). Поучение ( рема 3.1.): «В прошлом Сатана воспользовался слабостью человека, чтобы сделать его рабом. Но через Иисуса, каждый верующий был освобожден от контроля противника. Победоносная христианская жизнь зависит от наших личных отношений со Христом. Чтобы быть похожим на Иисуса, необходимо постоянно пребывать в любви с Ним.
Новая под-тема 4 к главной теме собрания, которая становится ремой 4 « Вы поймете, что через веру в Иисуса Христа, вы получаете прощение грехов,» предицируемой к теме 4 из Деян.Ап. 26:18.г) и соединяется с Поучением, которое продолжает и раскрывает рему 4.1. (в более полном объеме) : «Одной из стратегий дьявола является порабощение людей виной, заставляя их верить, что их грехи еще не прощены. Так он сохраняет контроль над их жизнями. Грехи, которые мы совершили, заслуживают наказания, но Иисус понес все наказание своим телом и взял его за нас, приняв наказание, которое мы заслужили.»
Новая под-тема 5: «Вы поймете свою привилегию в Боге,» функционально превращенная в рему 5, которая предицируется к теме 5 «… получаем … и жребий с освященными» из Деян. Ап. 26:18.д ). Поучение ( продолжение ремы 5.1): «Мы получаем наследство - быть между святыми. Павел сказал: "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Римлянам 8:32).» Если Бог отдал то, что Он любил больше всего, Своего Сына, чтобы мы могли быть спасены верой в Него, неужели Он не даст нам все, что нужно? Я могу сказать вам, что Бог имеет гораздо больше, чтобы дать нам, чем мы действительно можем попросить. Мы можем наслаждаться Его наследством здесь, на земле, а также вечной жизнью в будущем.» Для того, чтобы понять, насколько эти поучения далеко отстоят от святоотеческого наследия, процитируем несколько толкований на данный стих. Иоанн Златоуст: «Сказав о видении, он ( Павел- прим. наше) далее безбоязненно говорит и о делах, О каких? «Открыть глаза им, — говорит, — чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу». Смотри, он указывает на то зло, которое обдержит неверующих: на сатану и мрак, и на блага верующих, которые суть: свет, Бог, наследие святых. Увещевает не просто покаяться, но и показать жизнь достойную удивления. И, смотри, везде в речи он упоминает о язычниках, потому что между присутствующими были язычники.
Толковая Библия Лопухина: «Тьма и свет - образы духовного состояния человека - во власти сатаны (князя тьмы) и в благодатном Царстве Бога - Отца светов. Первое состояние - под властью князя тьмы - состояние неведения истины Божией и сознательного от нее отчуждения, конец чего - вечная гибель; второе - состояние благодатного просвещения светом Божественной истины, в сыновней близости к Богу Отцу и вечном блаженстве со всеми святыми.»
Очевидно, что поучения пасторов секты Церковь 21 века на основании книг Сесара Кастельяноса имеют прагматическую цель изменить сознание членов секты к извлечению выгоды из использования веры во Христа, а процитированные авторы Толкований книги Деяний Апостолов говорят о духовном перерождении человека, уверовавшем во Христа.
Метод, который используется в беседах пасторов секты с членами ячеек, имеет трехуровневую структуру, состоящую из:
- тезисная надстройка, которая может иметь столько составных частей, на сколько смысловых звеньев разбит стих из первоисточника - Священного Писания. В нашем примере их 5.
- Первоисточник, который наиболее близко выражает прагматическую цель поучений пастора на собрании членов ячеек и который разбит на некоторое количество смысловых составляющих. В нашем примере это книга Деяний Апостолов, гл.26, стих 18.
- Произвольное толкование первоисточника в том смысле, который отвечает истинной цели беседы на собрании членов ячеек. Их соответственно столько же, сколько выбрано тезисов.
Мы пришли к заключению, что искаженная коммуникативная структура построения бесед и собраний участников ячеек с лидерами и/или пасторами, которая ведет к трансформации темо-рематических связей внутри коммуникативной семантико-синтаксической единицы, имеет целью запутать сознание участников мнимой религиозностью, служит прагматическим интересам духовных лидеров ячеек и является сектантским по отношению к Священному Писанию. Интересно, что здесь первоисточник не является отправной точкой беседы, иначе он находился бы на верхнем уровне структуры. Связанными между собой по смыслу и функционально являются первый и третий уровень структуры, собственно являющиеся целью и средством обучения и «идеологической обработки мозгов» участников беседы. Средний уровень нужен лишь для придания достоверности тем поучениям, которые произносит пастор.
Можно представить эту картину в виде таблицы:
Тезисная надстройка | 1. Вы будете получать видения | 2.Вы переживете истинное покаяние | Цель беседы |
Священное Писание | Я теперь посылаю тебя открыть глаза им … | чтобы обратились от тьмы к свету | Обоснование достоверности цели |
Предвзятое Прагматическое толкование | « Мы знаем, что без видения, люди гибнут. Духовные глаза людей должны быть открыты. Те, кто становится христианином, должны сначала получить представление о Кресте Христа и понять, что значит распятие. | Этот переход должен быть полным и окончательным. Бог отверг народ Израиля, потому что их покаяние было только на словах, а не от всего сердца. | Воздействие на нравственность и мораль участников с помощью нейролингвистического метода воздействия |
Таблица, где совмещены все три уровня построения беседы, позволяет показать: 1. цель, которая формулируется в Тезисной надстройке; 2. Обоснование достоверности той цели, которую надо достичь в беседе через использование цитат из Священного Писания; 3. Воздействие экстралингвистического порядка для программирования участников беседы на определенные задачи секты, что мы показали с помощью теории актуального членения предложения на основе темо-рематических отношений, использовав учение И.П. Распопова.
В дополнение к указанным выводам отметим, что беседа строится на основании методических указаний, которые выработаны автором метода создания ячеек, и которые описаны в таких его работа, как «Лестница успеха» , где Сесар Кастельяно разбирает структуру того, как и в какой последовательности должна проходить встреча ячейки. Эти «слагаемые успеха» показывают, что в организационной структуре Церкви 21 века присутствуют основополагающие признаки классической тоталитарной секты.