Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма. Письмо 170
Петру И., о вере в природу
Вы бы хотели «новой веры» и предлагаете веру в природу и ее законы. Если бы не оскудели Ваши познания об истории нашего народа и других христианских народов, Вам было бы очевидно, насколько необоснованно Ваше предложение. В том, что предлагаете Вы, нет ничего нового и необычного. Ибо именно такой и была вера наших предков-язычников до принятия христианства. А христианская вера, которой мы держимся, и есть новая вера по сравнению с той древней, языческой верой. Следовательно, если Вы желаете новой веры, она у Вас есть. Если желаете веры в природу и ее стихии – значит, Вы желаете не новой, а возрождения старой-престарой веры. Смотрите, как точно говорит об этом апостол Павел в Послании к Галатам: Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону… Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? (Гал., 4:3-4,9). Видите ли, куда идете?
Тысячелетиями жили наши мрачные предки во тьме язычества, в рабстве у вещественных начал природы. Едва мы успели вырваться из пасти материи к высотам духовного Божества и к свободе детей единого Бога жизни, Вы хотите вернуться сейчас назад и снова оттеснить нас во мрак и рабство! Что такое природа, если не творение Божие? Что такое, если не хрупкий тростник рядом с Всесильным Богом? И Вы хотите отторгнуть свою жизнь от Него и привязать ее к слабому тростнику! Что больше: горшок или горшечник? Вы цените горшок выше горшечника! Это происходит от близорукости и страха.
Вы испугались вселенской пыли и ветра, который носит ее, и в страхе хотите поклониться ей по примеру своих давних предков-язычников. Неужели не видите, что даже человеческий дух показал себя сильнее природных стихий, а насколько же сильней Дух Божий? Зачем же Вы тогда хотите бросить человеческий дух под ноги материи? Разве может быть господин рабом служанки?
Оставьте недостойные и мелкие мысли славян-язычников. С такими мыслями они были дикарями и остались бы дикарями еще тысячи лет. Также как бабочка снова не станет гусеницей и не вернется в оболочку, из которой вылетела, так и нам нет возврата в истлевшую оболочку древней языческой веры.
Да просветит и освятит Вас Христос.