Концепция православной миссии в трудах отца Философа Орнатского, Часть 2
В предыдущей части мы говорили о том, что отец Философ называет силы, порождающие духовное удаление от православия у крещенного народа. Это сила рационализма и сила неверия, а также сила скептицизма, которые стали проявляться в современном ему обществе.
Отец Философ не просто констатирует эти явления, но и предлагает методы, благодаря которым можно преодолеть пагубность для общества действия этих сил.
Он называет вразумление и научение христианской любви как способы миссионерской работы. Кому-то достаточно вразумления и призыва к смирению, кому-то необходимо разъяснение ошибочности взглядов. Цель этих вразумлений– «примирить с Церковью воюющих против нее заблудших чад».
Об этом он и говорит в своем выступлении : «О веротерпимости в отношении к миссионерской деятельности». Как мы уже указывали, речь была произнесена им в торжественном собрании С-Петербургского отделения Миссионерского общества в здании Городской Думы 30 декабря 1891 года. Это точка зрения о.Философа на внутреннюю миссию среди отпадающих от Церкви членов ее.
Отношение отца Философа к внешней миссионерской деятельности - среди иноверцев очень высокое: «Казалось бы, какая деятельность может быть выше миссионерской в собственном смысле, которая является прямым продолжением дела Христова на земле среди не ведущих Бога Истинного…?»
«И в самом деле, во всех странах мира истинный прогресс ведет свое начало от христианства. Противники веры Христовой хулят и возводят клевету на Церковь: говоря о насильственном обращении в православие народов, населявших Россию» . « Духу евангельскому противны меры насилия и тем более жестокости». Как обращали в христианство равноапостольные Кирилл и Мефодий?- отец Философ говорит, что они изучали обычаи, язык, создавали письменность и только тогда несли проповедь любви Христовой, и вручали Священное Писание, возводили церкви.
Отец Философ вскрывает трудности в убеждении иноверцев в истинности православной веры, ибо препятствием к этому может являться веротерпимость.
Во-первых, о. Философ говорит о том, что миссионеру приходится выработать свое собственное отношение к понятию веротерпимости.
Концепция веротерпимости активно навязывалась обществу уже в начале двадцатого века. Разговоры о веротерпимости были весьма популярны как в обществе, так и среди миссионеров. Отец Философ считал, что если принять веротерпимость как ценность, то причин привлекать к христианству иноверцев вообще нет. Он пишет, что рассуждения о веротерпимости фактически ставят на одну доску с язычеством истинную веру христианскую.
И в этом он видит невежество самих миссионеров, - фактор, влияющий на миссионерскую деятельность отрицательно. « С тех пор, как существуют люди, от правильности религиозных верований человечества зависела и нравственная жизнь его». Постоянство миссионерской проповеди христианства в его воззрениях обосновывается простыми доводами о том, что с принятием частью населения христианства в таких странах, как Япония, например, ускорился прогресс государственно- общественной жизни. Люди с языческими традициями начинают приобщаться к нравственным ориентирам христианских стран, при этом связи с этими странами крепнут, и это помогает широкому техническому прогрессу. С порога нынешних времен можно сказать, что это верно, хотя и отчасти, потому что есть еще факторы, влияющие на прогресс. Однако то, что принятие христианских заповедей как основы нравственности, диктует нравственные законы общественного развития, это несомненно.
Отец Философ пишет, что вместе с принятием веротерпимости как руководства к общению с инородцами, вместе с невежеством самих миссионеров, есть еще фактор религиозного индифферентизма, безразличия в вере. « А жизнь слагается из совокупности мнений и убеждений человечества, выработанных и накопленных временем и сознательно или бессознательно выражающихся в поступках и действиях; эти убеждения на все кладут свой отпечаток…» ( Труды и дни. Стр.125)
Отец Философ говорит о разумном насаждении вероучения и веры во Христа, но не о ломке и вырывании с корнем этих устоявшихся мнений и жизненного опыта других народов.
Третьим поводом для ложных воззрений на веротерпимость служит враждебное отношение к Православию самих по букве православных. В выступлениях отца Философа, которые мы здесь называли, говорится о том, что враждебным настроением заражена прежде всего интеллигенция. Он приводит цитату из высказываний Высокопреосвященнейшего Вениамина, архиепископа Иркутского, который говорил следующее: «…Потеря национального самосознания, потеря уважения к своему русскому ведет к тому, что они готовы уважать всякую чужую веру. ….Если бы не это «нежное» сочувствие образованного класса ко всему чужому, при нескрываемом пренебрежении к своему, — мы уверены, давно большинство наших инородцев, также начинающих искать образования, сделались бы православными и вместе с тем русскими.»
Критика отцом Философом неутешительных результатов миссионерской деятельности выражается в признании отсутствия поддержки миссионерам от начальствующих, которые оказываются сами заражены безразличием и излишней веротерпимостью.
Защищая русскую православную миссию, он говорит о ненасильственном характере миссионерской деятельности среди иноверцев: « Русское православное миссионерство не может быть заподозрено даже в преследовании побочных целей, кроме прямой — просвещения язычников светом Христовой истины, как-то: в распространении русского владычества среди не принадлежащих к нашей державе народностей, насильственном навязыва¬нии русской культуры, экономической и торговой зависимости и прочего. Если же и бывает, что обращенные в христианство наши инородцы обыкновенно усвояют и оседлость и затем русскую культуру, до русского языка включительно, то это происходит само собою, начинаясь с принятия ими, при помощи благодати Божией, веры Христовой.»
«В этом, то есть, с одной стороны, в терпимости к чуждым религиозным верованиям, с другой — в молитвенном желании обратить заблуждающихся на путь правых учений состоит истинная веротерпимость.» ( Труды и дни. Стр. 130).