Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыни, и о Божественной Троице. Святитель Иоанн Златоуст
4. ….Если, братие, в буквальном смысле Отец послал Сына в мир, то ясно, что Пославший отделяется от Посланного по своему местопребыванию. Если Посланный находится с Отцом, тогда излишне «послал»; если же Отец послал, тогда, по смыслу выражения, Он отделен. Не нужно рабствовать букве; а нужно верою шествовать. Но кто же даст нам удостоверение, что Сын Божий, явившись на земле, был на небесах? Какое слово удостоверит, что посланный Отцом не отделился от Отца? Если Он послан в мир в смысле буквы изречения, если Пославший отделен от Посланного, то как Христос говорит: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11)? Как, опять, Он говорил: «Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. Пославший Меня есть со Мною» (Ин.8:16, 29)? Видишь ли, что естество не разделяется, а домостроительство (воплощения) являет лишь вид посольства? Что, опять, значит: «восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17)? Если Отец с Ним пребывает, то почему Он восходит? Восхождение означает домостроительство, вознесение тела, а не разлучение от Божества. Хочешь знать, что Сын Божий, и пришедши на землю, не оставил небес и не разлучился с Отцом, и вознесшись на небеса, не покинул землю? Сказав Своим ученикам: «восхожу» туда, откуда сошел, – «к Отцу Моему», Сам же Он опять говорит им: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Итак, слова: «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» заключают двоякую мысль, представляют двойной меч; один – направленный против идолослужения, другой – против неверия иудейского. Они указывают на единого истинного Бога, чтобы выставить на позор мертвых идолов; указывают на посланного Иисуса Христа, чтобы замкнуть уста отрицающим воплощение. Итак, понимай слова эти в указанном смысле и не оскорбляй величия (Божия) ради буквы.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. "Восхожу, – говорит Он, указывая на первосвященническое Свое служение, – к Отцу Моему... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя... Духа истины» (Ин.20:17, 14:16–17). Если Ты восходишь на небеса, если умоляешь, если во время молитвы предстоишь смиренно, если после молитвы посылаешь Духа (умоляю, говоришь Ты, и посылаю), то для чего Ты до восхождения отвергаешь власть Отца? Если ты не действуешь со властью соответственно божественному достоинству, а ждешь, пока не взойдешь на небо к Отцу, пока не принесешь просьбы и молитвы, и, получив таким образом благодать Духа, пошлешь ее во всю вселенную, то зачем Ты показываешь собственную свою власть прежде, чем взойдешь, прежде, чем умолишь? Почему Ты до вознесения, восстав из мертвых, дунул в лицо апостолов и сказал: «примите Духа Святаго» (Ин.20:22)? То, чего Ты просишь от Отца, Ты даешь прежде, чем умолишь Отца. Ты, следовательно, притворяешься, говоря о молитве? Не притворяюсь, говорит, так как у истины нет притворства; а одно соответствует (божественному) достоинству, а другое приличествует домостроительству. Итак, почему Ты дунул в лицо апостолов? Мне, говорит Спаситель, воскресши из мертвых, подобало даровать миру начаток жизни. Так как Адам при создании получил дыхание жизни ("и вдунул, – говорится, – ...Бог... в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7), то Я, говорит, находясь здесь, возвращаю то, что тот получил и погубил. Я воздвигаю падшего, обновляю растленного, оживляю мертвого. О моем домостроительстве свидетельствует и пророк, возвещая о моем дуновении.
6. Говорим это, братие, не в том смысле, что Дух Святый должен спрославляться со Христом подобно нам, а изобличая нечестие тех, которые не хотят допустить даже и этого. Будь милостив к нам, Господи, за наши слова. Если мы повторяем речи нечестивых, не простираясь далее простой лишь буквы их, то пусть, братие, никто не думает, что такое повторение их хулы есть оскорбление Святого Духа. Мы выставляем их на вид, повторяем их, не потому, что соглашаемся с нечестием, а затем, чтобы выставить заблуждение на позор, и оградить сынов благочестия от нечестивых учений.
Слушай о действии Духа, слушай о прославлении Его у апостолов; внимай их учениям, следуй по стопам святых, не блуждай по следам людей непотребных. Покланяйся Троице, прославляй Троицу, исповедуй Троицу. Так мудрствуют пророки, так проповедуют апостолы, так веруют мученики.
Слушай, как Павел проповедует Троицу: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор.12:4–6). Почему он начинает не с Отца? Почему не говорит сначала о Нем, потом о Сыне, а за Ним о Святом Духе? Ты, Павел, нарушаешь порядок? Изменяешь последователь¬ность? Если Спаситель предал: «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19), то ты ли нарушаешь устав богословия? Но да не будет, чтобы мы когда-нибудь подумали так о Павле. Этот святой и дивный проповедник в совершенстве знал, что, если он упомянет и сначала о Духе, он сохранит не¬вредимым богословие, не уничижит неслиянное естество, не разделит нераздельного достоинства. Он упоминает сначала о Духе, дабы показать, что написание Духа последним не де¬лает Его последним и стоящим в конце. Так как еретики худо истолковывают (порядок лиц), не счисляют (их), а подчисляют Отцу Сына, и Сыну Духа Святого (первый, гово¬рят, Отец, второй – Сын, третий – Дух Святый, помышляя не о благопристойном порядке познания покланяемой Троицы, а стараясь развращенной своей душой запятнать чистоту богосло-вия), то Павел справедливо ставит имена в обратном порядке, чтобы показать истину и ниспровергнуть мнение нечестивцев.